Интервью с Токимунэ Такэда


ИВАМА СИНСИН АЙКИ СЮРЭНКАЙ



Третий сын и преемник Сокаку Такэда, Токимунэ Такэда начал изучать Воинские Искусства в 1925 году под руководством своего отца. В 1946 году он окончил курсы подготовки полицейских офицеров. Во время службы в полиции Токимунэ получил несколько наград за выдающиеся заслуги при поимке преступников. В декабре 1951 года начал работать в рыболовецкой компании ‘Yamada Fishery Ltd.’, откуда ушел на пенсию в 1976 году. В 1953 году основал Дайтокан Додзе в Абашири, Хоккайдо, упорядочил технику Дайто-рю и включил в нее элементы Оно-ха Итто-рю. 3 ноября 1987 года Токимуне получил награду города Абашири за заслуги в области культуры и общественного образования.

Теперь, когда прояснилась роль Дайто-рю в развитии Айкидо, возможно, что многие айкидоки заинтересуются историей этого искусства. Для начала я бы хотел задать несколько вопросов о вашем отце – Сокаку Такэда. Можно ли сказать, что это он создал искусство Дайто-рю?

Нет, корни Дайто-рю идут от искусства тэгои. Об этом искусстве есть упоминание в Кодзики. Когда богиня Аматэрасу Омиками отправилась к богу Такеминаката но Микото, чтобы потребовать возвращения ей ее страны, он и бог Такемиказучи но Микото сошлись в бою. Они сражались, используя приемы тэгои, которое можно считать прародителем современного Сумо. В древности поединки Сумо проводились во время храмовых праздников. Император Сейва создал два отряда имперской стражи Юкон и Сакон и превратил Сумо в Воинское Искусство. Позже, во время периода Камакура, Сумо стало самым известным искусством. Так что можно сказать, что император Сейва является основателем Дайто-рю. Младший внук императора Сейва, Синра Сабуро Йошимицу, переехал в Ошу на северо-восток Японии, где проводил вскрытия, изучая анатомию человека, оттуда и началось Дайто-рю. Он остановился в местечке известном как Дайто и стал называть себя Сабуро из Дайто. Так появилось название. Затем Дайто-рю передавалось в течение многих поколений внутри семьи Такэда, потому что мы тоже ведем свой род от императора Сейва.
Запись этой истории хранится в храме Исе. Хотя эти документы доступны только служителям Синто, мне разрешили взглянуть на них, поскольку мы – семья священнослужителей. Я отправился туда, чтобы проверить то, что рассказывал мне отец и нашел эти документы.

В родословной семьи Такэда, которую вы нам показали, встречается имя Соэмона Такэда. Он был дедом Сокаку?

Да. Он был отцом Сокичи – отца Сокаку. Во время войны Айзу, войска со всей страны прибыли, чтобы уничтожить клан Айзу, поскольку он считался врагом императора. Поэтому, я думаю, что если бы кто-то не передал эти документы на хранение в храм, они были бы потеряны.

Вы не могли бы немного рассказать о клане Айзу?

Первоначально клан Айзу нес ответственность за охрану Киото. Группа самураев, называвшаяся Шинсенгуми активно действовала перед реставрацией Мэйдзи. Основное ядро Шинсенгуми состояло из членов клана Айзу. Это была очень жестокая организация, занимавшаяся убийствами сторонников императора из кланов Сацума и Тоса. Они даже уничтожали их высших руководителей. Из-за связи Шисенгуми с Айзу кланы Сацума и Тоса, придя к власти, напали на лорда клана Айзу и нанесли ему поражение во время гражданской войны Босин. После поражения клан не смог оправиться. В ходе той войны клан Айзу использовал устаревшее вооружение, а императорская армия была оснащена новыми импортированными пушками. Айзу ничего не могли противопоставить императорским войскам. Клан Айзу, который должен был охранять императора стал его врагом. Лорд клана Айзу был арестован, а его замок предан огню и полностью уничтожен. Записи родословной клана Айзу сохранились лишь у немногих людей.

Наверное, ваш отец рассказывал вам истории о своем детстве?

Да, рассказывал. Однажды, во время войны Айзу когда моему отцу было 9 лет, все взрослые его семьи бежали в горы. Сокаку и его сестру оставили дома, посчитав, что дети там будут в безопасности. Когда солдаты императорской армии пришли в дом, они поймали и зарезали утку, которую заботливо выращивал Сокаку. Увидев это, Сокаку закричал, ‘Солдаты императора – воры!’ Когда капитан услышал Сокаку, он подошел к нему и объяснил, что члены императорской армии не могут быть ворами, потому что они все служат императору. Но Сокаку продолжал настаивать на том, что они воры, и капитану пришлось дать ему немного денег, чтобы его утихомирить. Очевидно, кто-то из местных жителей увидел это и позже пришел в дом, надев маски, чтобы напугать Сокаку и украсть заплаченные ему деньги. В старые времена использовали плотные бумажные абажуры и ночью было довольно темно. С наступлением темноты они в масках вломились в дом Сокаку. Но Сокаку разозлился и швырнул миску с рисом из которой ел прямо в одну из масок, и она развалилась надвое. У него действительно был героический характер, даже в девять лет.
Сокаку часто ходил за семь миль посреди ночи, чтобы посмотреть на пальбу пушек. Старые ядра не взрывались как современные снаряды и эти раскаленные красные шары было легко различить в темноте. Каждую ночь Сокаку делал себе несколько рисовых колобков и отправлялся смотреть на бой, потому что ему было интересно наблюдать за выстрелами пушек по замку. На поле боя люди носили копья и другое оружие. Так что, Сокаку видел как люди убивают друг друга еще в детстве. Он любил сражения. Его не могли убить, потому что он был ребенком, и он носился где хотел. Но там везде были дозоры и его часто ловили, когда он издавал шум. Поскольку он был всего лишь маленьким мальчиком, то его ругали и отправляли домой. Но он всегда возвращался!
Он мне рассказывал много историй из своей жизни. О том как путешествовал, проверяя свои знания, и как учился у лучших мастеров. Он даже рассказывал о привычках своих учителей и об их искусстве. Думаю, что мне эти истории были очень полезны.

Каким было академическое образование Сокаку?

В этом плане он был не очень способным. Вообще-то, Сокаку Такэда даже не умел писать. Когда ему нужно было что-либо написать, за него это делал кто-нибудь другой. Его отец Сокичи считал, что в будущем детям нужно будет знать письменность, поэтому во время периода Эдо он открыл в своем храме частную начальную школу. Он учил и Сокаку. Но его сын был странным ребенком, часто вызывал суматоху пропав куда-нибудь и доставлял неприятности другим людям. В конце концов, отец Сокаку исключил своего собственного сына из школы. На Сокаку это не произвело впечатления, и он сказал, что писать ему не придется, потому что за него будут это делать другие. Когда его отец Сокичи разозлившись воскликнул, ‘Кому ты нужен, чтобы за тебя писать!’, Сокаку продолжал стоять на своем. И так оно и вышло, более того, за него писали судьи и прокуроры!
В то время было очень необычно, чтобы полицейские где-нибудь писали свои имена или расписывались. Я сам был полицейским детективом, поэтому хорошо понимаю это. Но все полицейские и потомки самураев писали свои имена и ставили свои печати в журналах Сокаку, где он записывал своих учеников, что было действительно чем-то из ряда вон выходящим. Даже в наши дни полицейские не дают своих визиток, потому что если кто-то использует их не по назначению, то у них могут быть неприятности. Но даже в период Мэйдзи, Сокаку требовал от своих студентов, чтобы они писали свои имена.

У Сокаку Такэда Сэнсэя были братья или сестры?

У него был один старший и один младший брат. Еще у него была сестра.

Какой была подготовка Сокаку в области Воинских Искусств?

Сокаку изучал фехтование школы Оно-ха Итто-рю клана Айзу у учителя по имени Тома Шибуя. Большинство записей и документов клана Айзу были сожжены во время войны. Сохранились только немногие документы, хранившиеся в храме.
В те дни Кендзюцу было популярно, а Дзюдзюцу было не более чем дополнительным искусством. Другими словами, поскольку самураи всегда носили мечи, им никогда не приходилось бросать кого-либо голыми руками. В общем, до Реставрации Мэйдзи искусство меча было более популярно чем Дзюдзюцу, которое тогда только начинали практиковать. Но, конечно, ошикиучи – дворцовое искусство – было исключением.

Какую роль сыграло Оно-ха Итто-рю в развитии Дайто-рю?

Школа меча Оно-ха Итто-рю была включена в Дайто-рю. Сокаку владел техникой этого стиля. Сокаку изучал много чего, мало было чего он не знал. В старые времена мастера меча были не просто экспертами фехтования. Частью тренировок второй половины периода Токугава [1603-1868] и периода Мэйдзи [1868-1912] была одна интересная традиция. Надо было десять тысяч раз одеть мэн на тренировках, а потом провести три года в путешествиях, тренируясь в различных Додзе. Надо было надевать мэн и участвовать в поединках. У каждой школы были свои особенные приемы, но независимо от стиля все использовали мэн.
Современное Кендо во многом развилось из Оно-ха Итто-рю и Хокусин Итто-рю. Сасабуро Такано первой школы и Такахару Найто и Шусаку Чиба второй хорошо известны.
Примерно до 1910 года не существовало специальной классификации форм, поэтому преподавательский состав Высшей Школы Подготовки Учителей (Токио Кото Шихан Гакко) и Бутокукай создали ката (формы), чтобы облегчить обучение. Практикуемые сегодня Кендо ката были созданы в то время. В Дайтокане мы не используем мэн, потому что практикуем только ката.
Во время боя на мечах надо уметь принимать удар противника, который следует молниеносно как только он обнажит оружие. Нужно иметь такую скорость. Меч айки не сработает, если ваши ноги и руки не будут эффективно координированы. Поскольку Сокаку практиковал Кендзюцу, он мог легко поворачивать свои запястья. Чтобы поразить противника, нужно, чтобы острие вашего меча находилось под определенным углом, поэтому вам надо повернуть меч вот так [показывает]. Вы принимаете меч противника тыльной стороной вашего меча, а потом поворачиваете свой меч, чтобы зарубить его. Это не похоже на то как бьют противника боккеном. Поскольку у настоящего меча острое лезвие, следует принимать удар противника тыльной стороной, иначе оно зазубрится. Таким образом, чтобы выполнять эти техники меча, нужно уметь легко поворачивать запястья, а это и составляет основу техник Дайто-рю.

Можно ли в таком случае сказать, что Дайто-рю основано на фехтовании?

Да. Техники Сокаку основаны на фехтовании. Изучая Дайто-рю, совершенно необходимо учиться работе с мечом. Первая техника короткого меча в Оно-ха Итто-рю идентична первой технике Дайто-рю, где вы удерживаете противника, а затем зарезываете его. Эта техника использовалась только во время Сенгоку Дзидай, но Сокаку придавал ей во время обучения большое внимание.
Сокаку всегда носил с собой завернутый в полотенце короткий нож. Он никогда его не показывал, но однажды кто-то случайно увидел как он его уронил. Техника использования такого ножа была секретной техникой Сингэна Такэда. Когда враг нападает на вас с мечом, вы используете этот нож следующим образом [показывает] – поражаете жизненно важные органы. Это иппондори в Дайто-рю.

Насколько мне известно, Сокаку также обучался Воинским Искусствам у учителей вне клана Айзу?

Да. Сокаку был учеником Кенкичи Сакакибара и изучал Джикишинкаге-рю. Техника меча Сакакибара относилась к так называемому жесткому стилю. Его приемы также вошли в Дайто-рю. Когда Сокаку занимался в Сакакибара Додзе, там было много учеников. У всех из них бывали контузии от ударов по голове меча их учителя. Когда он атаковал, они просто отлетали. Ученики очень плохо питались и делали жидкую рисовую кашицу, которую потом высасывали через бамбуковую трубочку. Это и был весь их завтрак. Они голодали. Вот в таких условиях Сокаку проучился там около двух с половиной лет. В Сакакибара Додзе также занимался человек по имени Джирокичи Ямада, который позднее преподавал фехтование в Университете Хитоцубаши. Сокаку однажды делал показательное выступление в этом университете из-за его связи с господином Ямада.

Это Сакакибара представил Сокаку учителю Шунзо Момонои школы Киошин Меичи-рю?

Как вам известно, в 1877 году произошел так называемый югозападный мятеж. Сокаку намеревался поддержать Такамори Сайго, который по слухам собирал армию. Но внезапно умер Сокацу – брат Сокаку, бывший Синтоистским священником, и Сокаку пришлось вернуться в Фукушиму в храм Чиканори Хошина, чтобы заменить своего брата и учиться на священника. Однако позже Сокаку решил отправиться в Киошу, чтобы поддержать Сайго и по дороге посетил Эдо (Токио). Сакакибара Сэнсэй написал письмо и попросил Сокаку доставить его Шунзо Момонои в Осаку. Сакакибара стало известно о намерении Сокаку вступить в армию Сайго для воинской подготовки (муща щугио), и он попросил Момонои помешать этому. Поскольку Сокаку не мог читать, он положил письмо в свое кимоно и отнес его к Момонои в Осаку. Затем он стал там заниматься.

Какими были занятия Сокаку в Момонои Додзе?

К Сокаку относились как к гостю из-за рекомендации Сакакибара. Сам Шунзо Момонои стал полицейским инструктором по рекомендации Сакакибара Сэнсэя. Вначале в полиции преподавал Сакакибара, но затем он порекомендовал на эту работу Момонои, потому что он считал, что тот лучше образован. В результате, Сокаку не смог поддержать Сайго из-за вмешательства Момонои.

Не могли бы вы рассказать о второй половине 1870х годов, когда Сокакупутешествовал по стране, изучая Воинские Искусства?

В те дни не было поездов, поэтому Сокаку путешествовал пешком. Он никогда не знал заранее какие особые техники могли быть в Додзе куда он направлялся. Он рассказывал мне, что приходя в новое место, он стоял снаружи и звал кого-нибудь, но никогда не заходил внутрь сразу. Даже возвращаясь домой стариком он не заходил в дом, а стоял у входа и звал меня, крича ‘Созабуро!’. В те времена люди тренировались три года, после того как уже провели 10 тысяч поединков. Говорят, что только после такой подготовки фехтовальщик начинал понимать как держать в руках бамбуковый меч. Если человек прозанимался больше этого, он говорил, ‘Я занимался немного.’ В старые времена это означало, что он – большой мастер. Это был один из ‘паролей’ занимавшихся Воинскими Искусствами. Можно было сказать сколько лет занимался человек, посмотрев как он держит бамбуковый меч, и тогда другие могли сказать, ‘О! Этот человек 10 тысяч раз надевал мэн и три года тренировался, путешествуя по всей стране.’ Так было в начале периода Мэйдзи. Тогда еще не существовало системы данов.

Родной город Сокаку формально находился в Префектуре Фукушима?

Нет, он находится по моему текущему адресу. Сокаку отделился от основной семьи Айзу и формально сменил свое местожительство на Хоккайдо.

Сэнсэй, однажды вы описывали знаменитый инцидент, случившийся в 1882 году в Фукушиме, когда на Сокаку напала группа рабочих-строителей, и он чудом избежал смерти. В Префектуре Фукушима сохранились какие-либо документы обэтом случае?

Я ездил по этому поводу в Фукушиму, но не смог найти никаких документов. После этого случая у Сокаку были раны по всему телу. Ему даже проткнули спину киркой. Его спасли после того как он потерял сознание. Сокаку рассказывал, что было темно, но он мог видеть вдалеке свет. Он говорил, что когда он смотрел на этот свет, ему становилось хорошо. Затем, он постепенно пришел в себя и услышал как его зовет его дядя, Шинджуро Курокочи. Сокаку спасся, потому что там появился его дядя. [Смотрит в журнал] Он был бывшим членом клана Айзу. Он и еще несколько государственных чиновников спасли Сокаку.

Когда в журналах Сокаку впервые появился термин Айкидзюдзюцу?

Как искусство самозащиты айки преподавалось еще давным давно, во время периода Токугава. Кроме техник Дайто-рю дзюдзюцу есть особенная разновидность техник айки, которую мы называем ханза хандачи. Техники, которые изучались для использования во дворце назывались ошикиучи. В старые времена, когда люди заходили в обанбея замка Эдо, у них забирали мечи. Все – кроме дворян определенного уровня, которым разрешалось оставлять при себе короткие мечи – должны были сдать все оружие. Они должны были ходить на коленях перед семьей Сегуна. Техники Дайто-рю ханза хандачи использовались во время того периода на случай возникновения каких-либо инцидентов.

В таком случае, наверное, ханми хандачи является важной частью Дайто-рю?

Да, это так. Ходьба на коленях (шикко) – базовый навык в Дайто-рю. Техники ханза хандачи также основаны на ходьбе на коленях и используются в положении сидя против неожиданных нападений. Техники, начинающиеся из положения сидя и завершающиеся в положении стоя существуют только в Дайто-рю. В других Воинских Искусствах тоже существуют техники контроля сидящих противников, но только в Дайто-рю учатся бросать врага в пяти направлениях, вставая из положения сидя. Мы используем термин гохо, означающий пять направлений, а сама техника называется гохонаге. Приемы такого типа имеются только в Дайто-рю. Существуют также броски в пяти направлениях в техниках иккахо, никахо и санкахо.

Айкидистский термин шихонаге взят из Дайто-рю?

Да, верно, как и котэгаеши.

А кокюнаге?

Мы называем эту технику айкинаге.

А кошинаге?

У нас она называется кошигурума.

А как насчет тенчинаге?

У нас это одна из техник айкинаге.

Расскажите, пожалуйста, немного о базовых техниках Дайто-рю, например, обиппондори.

В Оно-ха Итто-рю иппондори носит название когусоку, и в ней применяется кодачи (короткий меч). Вы колите им снизу вверх, когда вас атакует противник с мечом. В Дайто-рю эта техника используется, когда на вас нападает вооруженный враг или когда вас хватают за одежду спереди. Что отличает ее от техники других школ, это то, что вы удерживаете противника одним коленом. Затем вы берете его за волосы, чтобы отрезать голову. Это очень характерно для техник Дайто-рю. Вы можете спросить, ‘Какое значение это имеет в наше время?’ Но это – основа Дайто-рю. Если вы удерживаете противника коленом, то ваши руки свободны. Тогда вы можете перерезать ему горло. До того момента вы должны быть настороже. Можно взять под контроль даже случай с несколькими нападающими, потому что одного вы удерживаете коленом. В этом суть Дайто-рю. Если вы пригвоздите противника, перенеся весь свой вес на одно колено, то он не сможет встать. Все без исключения техники смертельны. И ни одна не дает противнику ни малейшей лазейки.

Методы преподавания Дайто-рю совершенно отличаются от используемых другими школами. Мы используем настоящие мечи для серьезного боя. Когда Дайто-рю практиковали в полицейском департаменте, полицейские постепенно перестали заниматься таким образом и стали мягко удерживать противника. Даже в период Мэйдзи, люди уже не удерживали противника для того, чтобы отрезать ему голову. Однако, суть Дайто-рю – быть настороже, пока не перерезано горло врага. Атаки должны проводиться мгновенно. Этим вещам мы строго обучаем в Дайто-рю. Поэтому занятия у нас жесткие, и несколько отличные от других видов занятий или от мягкой работы с айки.

Пожалуйста, расскажите немного о концепции айки.

Айки означает тянуть, когда вас толкают и толкать, когда вас тянут. Это неторопливость, но и скорость, гармонизации вашего движения с ки противника. Его противоположность – киай, толкающий до предела, в то время, как айки никогда не оказывает сопротивления. Самозащиту можно называть айки если противник нападает первым, но этот термин используют и для обозначения самозащиты в целом. Эти вещи нельзя путать. Поэтому полицейские не используют айки. Они используют Дзюдзюцу. Они бьются с киай, используя атаку сен сен. Атака – это киай, а полицейским разрешается нападать первыми. Поэтому они изучали Дайто-рю, хотя сейчас ту смесь Дзюдо, Кендо, Айкидо, и других искусств, которую изучает полиция, обычно называют тайходзюцу, т.е. техники ареста.

Вы не могли бы рассказать о семинарах, которые проводил Сокаку?

Обычно семинар, длился 10 дней. К сожалению, искусство было невозможно распространять систематически, потому что хотя Сокаку постоянно путешествовал и преподавал, он никогда не создавал филиалов. Сокаку Такэда был человеком иного склада; его интересовало только само обучение. Ученики должны были расписываться в журнале каждый раз, когда они участвовали в семинаре. Он никогда не разрешал преподавать Дайто-рю людям, которые не были его учениками.

Существует знаменитая история о встрече Сокаку с иностранцем по имени Чарльз Перри, преподававшим английский язык в Японии в период Мэйдзи.

Да. Тогда Сокаку преподавал во Второй Армейской Дивизии в Сендай. Господин Перри приехал, чтобы преподавать английский в школе в Сендай. С господином Перри в Японию приехал также другой иностранец, тоже занимавшийся у Сокаку Такэда. Мой отец знал некоторые английские слова, например, ‘плечо’. Он также мог сказать ‘удержание’, имея в виду осае. Так что он немного знал английский!

Когда Морихэй Уэсиба, основатель Айкидо, впервые встретил Сокаку?

В 1915 году. Насколько я знаю, он встретились в гостинице Хисада в городе Энгару, что на севере Хоккайдо. Кажется, Уэсиба Сэнсэй приехал в Хоккайдо обрабатывать землю, когда ему было уже за 30. Он собрал вторых и третьих детей из семей, но не старших сыновей, и они переселились в Хоккайдо. Он был еще молод, и ему, вероятно, приходилось очень непросто.
Морихэй Уэсиба изучал Дайто-рю под руководством моего отца с 1915 по 1919 год, около пяти лет. Он много занимался и был полон энтузиазма. Он был любимым учеником Сокаку. Больше и чаще всех Сокаку ругал меня, а после меня – Морихэя. Поскольку я был сыном Сокаку, мне было все равно, но, наверное, Уэсиба Сэнсэю было нелегко, ведь он не был членом семьи.
[Смотрит в журналы учета учеников] Уэсиба действительно очень много занимался. Вот первая запись, вот вторая, а вот третья. Вот четвертый, пятый, шестой и седьмой разы… Вот восьмой семинар, где он уже был ассистентом Сокаку. В общей сложности он занимался как ученик 70 дней. А вот еще одна, девятая запись.
Морихэй Уэсиба часто сопровождал Сокаку. Путешествовать вместе с Сокаку было важнее простых занятий с ним во время обычных тренировок. Более того, Уэсиба преподавал в роли ассистента Сокаку. Уэсиба стал сопровождать его с восьмого семинара. Поскольку Сокаку бывал в разных местах и преподавал полиции, судьям и людям такого рода, Уэсиба Сэнсэй вероятно считал, что искусство великолепно, и что ему не придется заниматься сельским хозяйством, если им овладеть. Он был очень предан Дайто-рю и был очень разговорчив. Когда Сокаку преподавал группе судей и прокуроров в Хакодатэ, Уэсиба помогал ему. Ему было тридцать с чем-то, но он даже в таком молодом возрасте мог обучать судей. Обычно, добиться этого было очень трудно. Полиция нанимала инструкторов, только если они были родом из самурайской семьи, все было очень формально. Поэтому в таком молодом возрасте учить судей было очень большим достижением. Даже в молодости Морихэй Уэсиба был замечательным человеком.

И тогда Уэсиба Сэнсэй стал преподавателем Дайто-рю?

Вообще-то, это произошло гораздо позже. Чтобы получить эту степень он отправился обратно на Хонсю. Здесь записано, что он получил сертификат в Аябе. Если мне не изменяет память, моя мать и я поехали в Аябе, что около Киото, когда мне было шесть лет. Мы долгое время жили в доме Уэсиба Сэнсэя, который был известен как Уэсиба Джуку. Я смотрел тренировки, хотя и был маленьким. Тогда там было сорок учеников.
А вот… Вот запись о нашем пребывании там. Мы провели там около пяти или шести месяцев. Вот, здесь написано, что ученикам Уэсиба Джуку преподавал Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такэда Сэнсэй. Многие из учеников были приверженцами секты Омото. Вот, например, Масахару Танигучи из Сейчо но Ие. Например, Вице-адмирал Сейкю Асано, который также изучал Дайто-рю. Такие люди тоже изучали искусство. Посмотрите, вот имя ‘Морихэй Уэсиба’. Здесь ясно написано, что обучение длилось с 28 апреля до 15 сентября 1922 года, то есть достаточно долгое время. Тогда Уэсиба тоже был ассистентом. Сокаку не очень нравилась религия Омото, и он саркастически называл дом ‘виллой Морихэя Уэсибы’.

Значит Сокаку преподавал ежедневно с 28 апреля по 15 сентября?

Да, верно. Он преподавал вместе с Уэсибой. Вот сертификат киоджи даири (помощник инструктора) Морихэя Уэсибы. Он написан его почерком и гласит:
‘1. Принимая учеников для обучения Дайто-рю Айкидзюдзюцу, будь осторожен и выбирай людей хорошего поведения.
2. Ученики должны указывать свой адрес, имя, возраст, расположение своего Додзе и условия обучения в журнале, а также должны ставить свою печать.
3. При обучении учеников, плата в 3 йены должна передаваться Дай-Сэнсэю Такэда как первоначальный взнос.

15 сентября, 1922 года ‘


Получая сертификат помощника инструктора, все писали такие слова. Это примерно тоже, что в наши дни создать Додзе-филиал. Уэсиба Сэнсэй занимался очень много, больше кого-либо другого.

Сокаку приехал в Аябе по приглашению Уэсиба Сэнсэя?

Дело в том, что в Додзе у Морихэя Уэсибы занимались люди из морского флота. Все они имели опыт борьбы Сумо и были очень сильны. Уэсибе было бы трудно справиться с такими людьми, и он попросил приехать Сокаку Такэда Сэнсэя. Эти люди были очень большими, а Уэсиба Сэнсэй был еще меньше меня. Скорее всего, он не мог делать им удержание, потому что не использовал точные техники. В конце концов, это сложно сделать используя только айки.

Вы не могли бы рассказать об отношениях, сложившихся между Морихэем Уэсиба и вашим отцом после его пребывания в Аябе в 1922м году?

Поскольку Уэсиба Сэнсэй был одним из лучших учеников Сокаку Такэда и долгое время занимался под его руководством, я всегда посещал его, когда приезжал в Токио. Мне кажется, что Сокаку Такэда любил Морихэя Уэсиба больше всех своих учеников. Сокаку ужасно волновался когда Уэсибу арестовали в Осаке. Он попросил меня и Юкиеши Сагаву поехать туда и узнать что с ним. Тогда Уэсиба находился в Танабе под домашним арестом. Когда Сокаку услышал, что с Уэсибой все в порядке, он испытал большое облегчение. Он всегда беспокоился о Морихэе. Сокаку очень ему доверял и всегда звал его, когда возникала проблема. Уэсиба был прилежным учеником.

Известно, что Сокаку обучил тысячи полицейских офицеров. Вы не могли бырассказать об этом?

Сокаку Такэда преподавал очень долго и обучил около 30 тысяч человек. Большинство из его учеником были полицейскими, что очень удивительно, потому что среди них было много экспертов Дзюдо и Кендо. Сокаку был суровым человеком, и его манера преподавания фехтования была строгой. Ему никто не мог противостоять. Поэтому, хотя Сокаку разрешал своим партнерам одевать мэн – маску для защиты лица – , сам он никогда его не надевал.
Когда его посещали журналисты, он никогда не демонстрировал им технику. У него было очень строгое отношение к искусству, потому что оно применялось в полицейской тактике. Полицейские были лучшими в Дзюдо, Кендо и всех такого рода вещах, потому что это было частью их работы.
В каждом полицейском департаменте обычно работало не более 100 человек. Раз в месяц проводилось собрание на которое приезжало много офицеров из небольших отделений. Вот в таких случаях приглашали преподавать Сокаку. Он лично обучил очень большое число людей.
Мне вспоминается один случай, произошедший в Урава, в Префектуре Саитама, когда там преподавал Сокаку Такэда. Однажды господин Шузо Шибуя пригласил Сокаку в ресторан. Отец попросил меня пойти вместо него, потому что у него была простуда, и он хотел отлежаться. Я пошел, не представляя, что меня там ожидает. Шибуя был полицейским инструктором. Он спросил меня когда Сокаку Такэда Сэнсэй получил сертификат Ханси. Я ответил, что у него его нет, и он спросил когда ему дали ранг Кеси. Я сказал, что и сертификата Кеси у него не было. Тогда он спросил насчет ранга Ренси. Я снова ответил отрицательно. Когда Шибуя наконец спросил есть ли у Сокаку какой-нибудь дан, и я ответил что нет, он разозлился, – ‘Где по-твоему ты находишься? В Урава у нас есть мастер, инструктор Кендо – Такано Ханси!’
В Урава процветали Воинские Искусства, и вдруг там преподает человек без ранга Ханси или Кеси! Более того, у Сокаку Такэда не было даже кю!
Господин Шибуя выглядел так угрожающе, что я поежился. Хотя, если подумать, было только естественно, что он так разозлился. Сокаку обучал фехтованию полицию в районе где жил Такано Сэнсэй. Затем господин Шибуя спросил какого рода вещи мы практикуем в Дайто-рю и стал меня душить. Я немедленно придушил его одной рукой. Это все расставило на свои места! Он оказался на коленях и был вынужден извиниться. После этого, он полностью переменил свое отношение и сказал, что на следующий день переговорит с шефом полиции.

Сокаку преподавал полиции в Урава, когда ему было почти 80 лет. Все тамошние эксперты Будо были ошеломлены. Сокаку вытащил из строя одного полицейского и взял его правую руку на болевой одной своей левой. Этот человек не мог и двинуться. Затем Сокаку сказал, ‘Хорошо, а теперь поприветствуй этих господ!’ и заставил его поклониться присутствовавшим. Сокаку мог одной рукой заставить кланяться любого из этих экспертов по Кендо и Дзюдо. Наконец, он спросил, ‘Ну, теперь вы понимаете?’ А человек, которого он выбрал был обладателем шестого дана Дзюдо и инструктором полицейской школы.
Сокаку говорил, ‘Выходя учить, всегда следует выбирать самого сильного человека. Если применить свою технику на нем, то это всех убедит, и они захотят заниматься с тобой.’ Но как узнать кто сильнейший из двухста человек? Он просто оглядывался и всегда точно выбирал таких людей. Это и есть айки!

Наверное, существует много рассказов о том, как Сокаку преподавал полиции?

Да. Во время одного семинара Сокаку сделал нечто удивительное. Он указал на нескольких людей из числа присутствовавших полицейских и велел им уйти. Затем он стал учить остальных. После окончания курса шеф полиции спросил почему он потребовал, чтобы перед началом занятий ушли те несколько офицеров.
Сокаку посмотрел на него и сказал, ‘А ты разве не знаешь? Один из них много пьет и из-за него у тебя были проблемы, так? Как я могу учить таких людей? Другой бегает за юбками, верно? Поэтому я и не учил его. Еще один тебе не подчиняется и с ним трудно справляться, неправда ли? Я не могу учить таких людей!’
Сокаку видел всех этих людей в первый раз, поэтому шеф полиции был очень удивлен. Люди шли за Сокаку, потому что он мог делать такие вещи. Одно из важнейших качеств для судьи, это умение составлять правильное мнение о человеке, и Сокаку мог это делать. Я начал понимать важность этого, когда стал детективом. Мы определяем характер человека по его лицу. Конечно, его действиям мы тоже уделяем внимание, но способность читать лица очень важна. Но это нелегко, и, хотя я много занимался этим вопросом, я не могу с первой встречи велеть человеку уйти.
Был еще один интересный случай в полиции. Однажды мой отец, приехав преподавать в Осаке, велел мне ‘рассадить людей, используя айки’. Я не понял, что он имел в виду и спросил одного человека из Додзе. Он рассказал мне, как изумлен он был, когда Сокаку, впервые увидев занимавшихся, каким-то образом рассадил их всех, от первого до последнего в соответствии с их рангом. Этот человек решил, что обыкновенный человек не сможет такого сделать и стал серьезно заниматься у Сокаку. Такие вот истории дают хорошее представление о характере Сокаку.
Другой случай произошел в гостинице в Сендай. Там остановилась женщина, в возрасте около сорока лет, и я разговаривал с ней и другими гостями. По ее словам она была дочерью самурая и получила хорошее образование в чайной церемонии, владении нагинатой и других таких областях. Это произвело на нас впечатление, и мы внимательно ее слушали. Внезапно, мой отец, находившийся наверху, прибежал вниз, производя ужасный переполох. Сокаку, который очень плохо слышал, каким-то образом засек нас со второго этада и прибежал. Это удивило даже меня. Как он мог нас услышать со своим слухом? Мы разговаривали негромко, а он был наверху. Отец сел прямо между мной и той женщиной, указал на нее пальцем и сказал, ‘Эта женщина – сумасшедшая! Тебе не следует быть с ней. Идем со мной!’ Затем он встал и пошел обратно на второй этаж. Как я мог встать и пойти за ним? Мы разговаривали вполне серьезно. Обычно, Сокаку ходил бесшумно, но на этот раз он спустился по лестнице с большим грохотом. Я извинился перед женщиной, и объяснил ей, что моему отцу было почти 80 лет, и он часто делал странные вещи. Однако, женщина и другие гости были разгневаны и не слушали меня. Я подумал, что ситуация выходит из под контроля, искренне извинился перед ней и пошел наверх. Как только я прикоснулся к двери, то услышал как отец крикнул мне ‘Ты что не понимаешь, что ты не должен связываться с той сумасшедшей женщиной!’ Он по настоящему разозлился и сказал, ‘Я могу читать разум обычных людей. Но мысли сумасшедших произвольны, и их я читать не могу. Почему ты проводишь время с такой женщиной?’ Я не знал что и делать. Даже если бы я ответил, что та женщина не была сумасшедшей, он бы не послушал, назвал бы меня дураком и все равно продолжал бы стоять на своем.
Примерно два дня спустя, владелец гостиницы сказал мне, что приехал муж той женщины, чтобы забрать ее. Я встретился с ним и рассказал ему о случившемся. Он молча посмотрел на меня, а затем спросил кто мой отец. Когда я ответил, что ему 80 лет, он спросил действительно ли мой отец назвал его жену сумасшедшей. Я подтвердил это и извинился. ‘Позволь мне рассказать тебе кое-что,’ сказал он. Он рассказал, что его жена сошла с ума после рождения ребенка. В тот раз он искал ее, потому что она пропала. Весной и осенью она уезжала в гостиницу или в гости к друзьям. Муж узнал, что его жена звонила из этой гостиницы и приехал забрать ее. Он скрывал то, что она сумасшедшая и от своих родителей и от их ребенка. Это был секрет известный только ему и его жене. Поэтому он много раз переспрашивал, сказал ли мой отец, что она сумасшедшая. Он хотел знать как это стало ему известно. Мой отец был способен видеть истину.
Вот еще одна похожая история. Однажды в Осаке мы остановились у человека по имени Йошизо Хасегава. Он жил в двухэтажном доме и работал коммерческим агентом. В то время люди называли своих работников бонсан, и именно так он представил мне одного шестидесятилетнего мужчину. Однажды я говорил с этим мужчиной о том о сем. И вдруг Сокаку сбежал вниз по лестнице. Обычно он не шумел, но на этот раз он снова произвел много грохота. Он посмотрел на этого человека, а затем сказал, ‘Этот человек – буддистский священник. Почему он здесь?’ Хотя хозяин объяснил, что этот человек всего лишь служащий и что его только недавно наняли, Сокаку тихо оглядел его и сказал, ‘О, да. Я вижу по твоему лицу, что ты попал в неприятности из-за женщины. Ты должно быть потерял из-за нее голову. Иначе ты сохранил бы свою должность высокопоставленного буддистского священника. Ты был священником из хорошей семьи.’ Бонсан не сказал ни слова. Сокаку пошел наверх, но на этот раз не велел мне идти за собой. Бонсан спросил меня был ли мой отец гадателем. ‘Нет, он практикует Воинские Искусства. Он очень стар. Пожалуйста, извините его,’ ответил я. ‘Я никогда в жизни не был так поражен!’ воскликнул этот человек. ‘Я действительно должен был стать главой храма, хотя я не могу назвать его, потому что это деликатный вопрос. Но я оказался вот в таком положении из-за женщины. Но как он узнал?’ Два дня спустя этот человек ушел со своей работы, сказав что он был в ужасе. Сокаку не следовало высказывать свое наблюдение. Позже я слышал, что тот человек был священником высокого ранга.
У меня такого никогда не получалось. В этом смысле Сокаку был поистине велик. Он видел человека насквозь в первое же мгновение. Он мог видеть прошлое, настоящее и даже будущее.

Да… Похоже у Сокаку была удивительная сила проницательности…

Да. Я расскажу вам еще одну историю. Поскольку Сокаку Такэда был человек Будо, он был очень подозрительным. Он ел только то, что предлагали ему его ученики. Он ел только если вы первым пробовали пищу и только потом предлагали ему, иначе он был очень осторожен. Полагаю, что такое поведение можно было ожидать от такого человека как он. Он всегда был настороже.
Эта его осторожность однажды поставила меня в неприятное положение. Как вы знаете, был один очень известный учитель фехтования по имени Сасабуро Такано. Мой отец, я и Шузо Шибуя однажды посетили этого Сэнсэя. Племянница господина Шибуя была замужем за Шигейоши Такано, приемным сыном Такано Сэнсэя, и Шибуя пошел с нами. Такано Сэнсэй был довольно странным человеком. У него дома на входе были выставлены на обозрение, лежавшие на подставках копья и нагината. В задней комнате была толстая шкура тигра. Такано Сэнсэй был очень мягким человеком и разговаривал тихо, в то время как Сокаку Такэда всегда говорил громким голосом, как будто спорил. Куда бы он ни пошел он везде разговаривал громко. Он говорил мне, что разговаривает громко, чтобы люди могли его понять. Поскольку он был самурай, у него сохранилась привычка говорить очень громким и высоким тоном представляясь кому-либо, как это делали воины в старину. Как бы там ни было, мы разговаривали с Такано Сэнсэем и нам подали сладости. Я все съел, но отец к своим даже не притронулся. Тогда Такано Сэнсэй завернул их в бумагу и поднял голову, собираясь передать их Сокаку, который сидел прямо перед ним… но там никого не было. Пока Такано Сэнсэй заворачивал оставшиеся две сладости Сокаку исчез. Я был там и могу сказать, что он исчез как по волшебству. Поскольку я любил кендзюцу, то наблюдал за каждым движением Такано Сэнсэя, который был мастером меча. В этот момент и исчез Сокаку. Мой отец сидел рядом со мной, напротив Такано Сэнсэя. Когда Такано Сэнсэй спросил меня куда делся Сокаку, я ответил, что наверное он пошел в заднюю часть дома, поздороваться с его женой. Тогда Такано Сэнсэй пошел в заднюю комнату, чтобы найти его и некоторое время его не было. Когда он вернулся на лице у него было странное выражение, и он сказал, ‘Ну, там я его тоже не нашел. Куда интересно пропал Такэда Сэнсэй?’ Поскольку я не мог искать его вечно, то решил идти домой. Когда мы выходили из комнаты, Такано Сэнсэй пропустил меня вперед, потому что я был сыном Сокаку, а тот был старше его. Мы были уже у входной двери, как снаружи увидели Сокаку. Такано Сэнсэй сказал, ‘Вот он! И в таком месте!’ Затем Сокаку открыл входную дверь снаружи и зашел внутрь. Только что он был с нами в комнате, а теперь он внезапно стоял у входа! Мы попрощались с Такано Сэнсэем и пошли домой. Когда мы вернулись, отец меня сильно отругал. Он спросил, ‘Кто ты думаешь этот Такано?’ Я знал, что он был учителем средней школы. В те времена требования к учителю были такие как сейчас к директору средней школы. Кроме того, он был прекрасным фехтовальщиком. Сокаку ругал меня за то, что я прошел перед Такано Сэнсэем. Он сказал мне, ‘Что бы ты сделал, если бы Такано схватил тебя сзади?’ Я не мог поверить в то, что такое было возможно. Такано Сэнсэй был школьным учителем и мастером кендзюцу, а я был молодым человеком 20 лет. Однако, когда я ответил, что невозможно чтобы Такано Сэнсэй такое сделал, отец опять меня отругал. ‘Людей убивали, после того, как они говорили, что такие вещи невозможны! Стыд и срам, что ты позволил Такано идти позади себя! Человек Будо должен следовать за другими. Идти перед кем-то, это все равно, что позволить себя убить. Ты что этого не понимаешь? Тогда возвращайся на Хоккайдо!’
В старые времена ситуации вроде той о которой он говорил на самом деле случались. Но я жил в период Сева [1926-1989]. Я никогда не думал об этом. Быть человеком Будо очень непросто. Один из двоюродных братьев моего отца однажды сказал мне, что в нашей семье была секретная техника. ‘В семье есть техника кабенуке (прохождение сквозь стены). Не забывай это.’ сказал он. Хотя я не поверил, что такая техника на самом деле существовала, я поменял свое мнение когда Сокаку внезапно исчез. Мой отец так и не сказал мне куда он ушел. Но больше всех был удивлен Такано Сэнсэй. Мой отец исчез из комнаты, где Такано Сэнсэй обычно читал. Мы так и не понял как он попал наружу. Он не открывал дверь комнаты. Это была дверь в западном стиле, и она была закрыта. Мы не могли понять как он вышел из комнаты.

Благодаря вашим статьям в вестнике мы многое узнали о Сокаку Сэнсэе.

Важно понимать как и почему Сокаку Такэда стал тем, кем он был. Он не мог учить полицию только потому, что владел мечом. У него были свои сторонники. Этот вопрос я сейчас и изучаю. Его сторонниками были высокие чины армии и флота, и их имена записаны в журналах. Многие люди поддерживали его гораздо раньше, включая адмирала, чья биография была недавно опубликована. Посмотрев эту книгу, вы встретите там имена тех же офицеров, что и в журналах Сокаку, тогда можно понять кем были поддерживавшие его люди. Во время русско-японской войны в 1904-1905 гг., солдаты Второй Армейской Дивизии, где преподавал Сокаку, были передислоцированы из Сендай, и он поехал в Хоккайдо по приглашению одного из судов района Хакодатэ. Это был не первый раз, что Сокаку посещал Хоккайдо. Он бывал там с Цугумичи Сайго [1843-1902], который известен как ‘отец Второй Армейской Дивизии’. Сайго представил Сокаку генералам как ученика Таномо Сайго, советника Айзу и очень ему помогал. Когда Цугумичи стал руководить программой развития Хоккайдо, он поехал туда, а Сокаку сопровождал его в качестве телохранителя. Цугумичи приходился младшим братом Такамори Сайго. Таномо Сайго, советник Айзу, позже известный как Чиканори Хошина, и Такамори Сайго были родственниками и общались друг с другом. Когда после войны Айзу у Таномо были финансовые затруднения, Такамори помогал ему. Говорят это были суммы в сотни тысяч йен, что по тому времени было очень большими деньгами. Через эти связи Цугумичи Сокаку впервые попал в Сендай и стал преподавать искусство во Второй Армейской Дивизии. Обычный человек вряд ли бы смог этого добиться без рекомендации.
Так что Сокаку помогали многие влиятельные лица. Все чины морского флота и армии, что учились у Сокаку расписывались и ставили свои печати в его журналах. Гомбей Ямамото, дважды бывший премьер-министром Японии, тоже был одним из них. Он был родом из Префектуры Кагошима, как и Исаму Такешита. По этой причине Такешита представил Морихэя Уэсибу Гомбею Ямамото.

Расскажите, пожалуйста, об отношениях Сокаку и адмирала Исаму Такешита.

Мне не многое об этом известно, так как сам я никогда не встречался с адмиралом Такешита. Но мне приходилось читать написанную им статью, под заглавием ‘Героические свершения Сокаку Такэда.’ В ней он описывает различные случаи из жизни Сокаку. Статья была небольшая, и, думаю, основана на рассказах самого Сокаку. Уэсиба Сэнсэй как-то говорил, что Исаму Такешита написал такую статью, но я тогда не понял, что автор был адмиралом, потому что упоминалось только его имя.

Когда адмирал Такешита стал учеником Сокаку?

Скорее он был сочувствующим нежели учеником. Хотя в середине 1920х Сокаку учил его технике.

Его имя встречается в журналах Сокаку Сэнсэя?

Да. Там написано ‘Адмирал Исаму Такешита.’ Все писали свои имена в журнале. В те дни министры правительства имели настолько высокое положение, что от них нельзя было требовать поставить свою печать в журнале. Однако, они ставили так называемый какихан, то есть письменную печать в журнале, что было просто удивительно. Кажется, Сокаку учил таких высокопоставленных людей в штабе морского флота в Токио. Вице-адмирал Сейке Асано также присутствовал там. Между прочим, Исаму Такешита и двое других демонстрировали искусство на первом показательном выступлении Классических Воинских Искусств (в 1935 году) как Дайто-рю Айкидзюдзюцу, а не как Айкидо. В тех показательных выступлениях принимало участие 38 школ Воинских Искусств. Весной 1940 года была основана организация Кобукай и адмирал Такешита стал ее первым председателем. Хотя сейчас айкидисты называют свое искусство Айкидо, тогда оно называлось Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Кроме того, в 1939 году адмирал Такешита стал третьим директором Японской Ассоциации Сумо.

Вы как-то упомянули, что Сокаку Такэда был другом Дзигоро Кано, основателя Дзюдо. Нельзя ли рассказать об этом?

Да, они много раз встречались. Господин Кано и Сокаку были близкими друзьями, потому что оба практиковали Воинские Искусства и были примерно одного возраста. Они часто встречались в Токио. Господин Кано создал Дзюдо на основе школ Дзюдзюцу Кито-рю и Теншин Шинио-рю. Сокаку также практиковал классические Воинские Искусства. Кано создал свою систему как метод физического воспитания. Помимо прочего, Дайто-рю отличается от Дзюдо тем, что у нас нет поединков один на один. Кроме того, Сокаку и Кано дружили с Шохачиро Ногучи, который был председателем организации под названием Имперский Шобукай. Дружба этих троих людей была очень известна. Ногучи также учился с Сокаку. Причиной по которой Кано послал Кендзи Томики и Минору Мочизуки обучаться у Уэсибы, было то, что Уэсиба был учеником Сокаку.
Одним из учеников Кано был человек по имени Сиро Сайго. Сокаку познакомился с Кано через Сайго. Сиро Сайго был приемным сыном Таномо Сайго. Сиро Сайго сыграл главную роль в популяризации Кодокана. Он был внебрачным сыном Таномо Сайго. Поэтому, хотя Сиро был родным сыном Таномо, тот его усыновил, чтобы узаконить это.

Насколько я понимаю, генерал Макото Миура также был связан с Сокаку Сэнсэем?

Да, его имя появляется в записях Сокаку со второй половины 1890х. Он был мастером фехтования и обучался у человека по имени Хидетаро Шимое. Шимое преподавал Дзюкендо [штыковой бой А.К.] во Второй Армейской Дивизии в Сендай в то же время, когда там преподавал мой отец. Шимое был первым человеком получившим звание Ханси среди мастеров фехтования. Сокаку Такэда хорошо его знал.
Есть известная история о Шимое и Сокаку. Шимое был слепым. Когда Сокаку сошелся с ним в поединке, Шимое попросил Сокаку быть снисходительным и позволить ему первым дотронуться до меча Сокаку. Почувствовав меч Сокаку, Шимое мгновенно сделал колющий удар. Поскольку Шимое мастерски владел копьем, он сделал это моментально. Обычно, даже используя меч, он не рубил, а колол одной рукой как копьем. Поскольку Сокаку знал, что собирается сделать Шимое, он позволил ему дотронуться до меча, а потом отвел его меч вверх, избежав удара.
Вот эта запись в журнале [показывает] свидетельствует, что Макото Миура обучался в Сендай. Без этих книг мы бы сейчас этого не знали. В этом смысле Сокаку не оставил после себя слабых мест. Он все сделал так, что любые ложные утверждения совершенно исключены. В старые времена власть армейских офицеров была огромна, но он заставлял их всех расписываться в журналах. В этом смысле, хотя он мертв, у него нет слабых мест.

Насколько мне известно, Юкийоши Сагава был учеником и сторонником Сокаку и когда-то собирался стать его преемником…

Да, мой отец и я преподавали в полицейском участке Энгару, и я еще преподавал в военной полиции в Сендай и в полиции Сайтама. Господин Юкийоши Сагава сопровождал меня. Затем я пошел в армию. В те дни, когда мы говорили о ‘триумфальном возвращении’, подразумевалось, что вернуться можно только мертвым. Существовала вероятность того, что у моего отца могло не остаться преемника. Поэтому я попросил господина Сагава, которому в то время было только лет 35, заменить меня.

Сагава Сэнсэй часто сопровождал Сокаку Сэнсэя?

Да. Господин Сагава занимался в полицейском участке, и мы вместе сопровождали моего отца. Хотя Сокаку носил башмаки на деревянной подошве, он ходил быстро, и мы, иолодые люди, едва за ним поспевали. В то время отцу было более восьмидесяти. Это тоже показывает насколько он был незаурядный человек. Он быстро ходил и все делал быстро.

Когда Сокаку стал учить группу Asahi News в Осаке с 1936 года, он уже был хорошо известен в кругах Воинских Искусств?

Да, к тому времени его уже знали, потому что он преподавал полиции. Около 1930 года Asahi News посетили моего отца и опубликовали статью под авторством Има Бокудена. Такума Хиса, глава учеников Asahi News, получил от Сокаку самую высокую степень – менке кайден в 1939 году. Он был борцом Сумо и был непобедим в нем. Ему было около 43 или 44 лет, когда он получил менке Дайто-рю. Но, что касается деталей исполнения техники, то Уэсиба Сэнсэй был компетентнее, он учился у Сокаку гораздо дольше.

Искусство, которое они практиковали было Асахи-рю?

Это было одно из названий, прежде чем искусство стало называться Айкидо. Насколько я знаю, название Айкидо стало использоваться только после Второй Мировой Войны. Оно появилось сравнительно недавно. Минору Хирай был послан в Бутокукай как инструктор от Уэсиба Додзе в начале 1940х гг. Хирай рассказал мне это, когда я встретил его примерно в 1945м. До этого в районе Осака, примерно около 1936 года, искусство называлось Дай-Нихон Асахи-рю.

Сокаку был как-нибудь связан с Бутокукай?

Нет. Однако, некоторые руководители Бутокукай были учениками Сокаку. Кроме того, я видел название Айкибудо в программе показательных выступлений в Маньчжурии в 1942 году. Шигеми Йонекава и другие довоенные ученики Морихэя Уэсиба также используют название Айкибудо. Иногда искусство называли Уэсиба-рю Дзюдзюцу или Дайто-рю Дзюдзюцу. В сертификате, выданном в 1932 году Минору Мочизуки, используется название Дайто-рю Айкибудзюцу.

Сокаку Такэда Сэнсэй присваивал ученикам даны?

Нет, их начал давать уже я. Сокаку выдавал сертификаты мокуроку, оги и кайден, но оформление этих свитков занимает очень много времени, и поэтому теперь мы даем даны.

Сколько людей получили разрешение на преподавание Дайто-рю?

Не очень много. Большинство занималось недостаточно долго для этого. Обычно люди изучают 118 техник. Чтобы получить сертификат надо заниматься очень усердно.

Сокаку много путешествовал, но не брал с собой жену и детей. Наверное, вам нелегко приходилось.

Да. Отец никогда не сообщал куда отправляется. Обычно он говорил, ‘Когда человек уходит, у него всегда есть семь врагов. Поэтому не ждите, что я вернусь.’ Когда Сокаку путешествовал и изучал Будо, его не бывало очень долго. Однажды все даже решили, что он пропал.
Я потерял мать, когда мне было тринадцать лет. У меня были младшие братья, двух, четырех, шести и восьми лет, и пятнадцатилетняя сестра. Мне приходилось очень тяжело, потому что отца не бывало по году, а иногда и по два года. Когда он уходил, он обычно говорил что-нибудь вроде, ‘Не ожидайте, что я вернусь.’ Он также говорил, ‘Поскольку ты мой наследник, ты должен обо всем позаботиться.’ Он даже не посылал письма. У нас с ним вообще не было связи. Он действительно был необычным человеком.

Когда Сокаку постарел, он стал плохо слышать. Из-за своего плохого слуха он разговаривал очень громко. Одна из причин, по которой я сопровождал своего отца, была необходимость переводить его. Поскольку он разговаривал с акцентом Айзу, его не понимали даже когда он говорил громко. Я сопровождал его лет с четырнадцати или пятнадцати до двадцати. Он разговаривал так громко, что его было слышно даже снаружи дома. Кроме того, у него был необычный голос, и люди удивлялись даже просто услышав его. Он был очень маленького роста, менее пяти футов. Он всегда носил хакама и очень следил за своим внешним видом. Он был человеком другой эпохи и отличался от нас.

Правда ли, что Сокаку Сэнсэй пользовался железным посохом (тецубо)?

Да, он носил посох, но мы его потом потеряли. Он часто носил шикомизуе - посох со спрятанным внутри клинком. Он пользовался им, когда путешествовал, проверяя свои навыки.

Сокаку Такэда Сэнсэй пил или курил?

Нет, он не пил и не курил. Он не был требователен в еде и ел мало. Он был очень худой.

Расскажите, пожалуйста, о вашем детстве в Хоккайдо.

Ребенком я был физически слаб. Имя Токимуне означает человека, который умен, добродетелен, храбр и становится лидером. Поскольку мой отец решил, что мое имя взяло надо мной верх, он поменял его на Созабуро. В начальную школу я пошел с этим именем. Хотя формально мое имя Токимуне, отец называл меня Созабуро. Поэтому мое настоящее имя Созабуро Токимуне Такэда. Часто люди сначала дают своим детям простые имена, а затем меняют их на имена великих личностей.

Должно быть ваш отец очень строго воспитывал вас…

Да. Отец всегда был со мной строг. Он говорил мне, ‘Ты единственный, кто по настоящему предан мне. Остальные покинули меня, потому что я упрям, но ты следовал за мной. Ты – мой наследник. Единственная вещь, которая меня беспокоит, это то, что у тебя добрый характер, а это делает тебя дураком. Это твой единственный недостаток.’ Не знаю, на самом ли деле у меня добрый характер, но, в любом случае, Сокаку считал, что быть добрым – глупо!
Например, я любезно и без колебания учу всем техникам. Может быть это может обернуться против меня. Возможно мне следует немного контролировать то, чему я учу. Поэтому он и говорил, что я дурак. Он также говорил мне, ‘Поскольку ты доверчив, а это означает, что ты глуп, тебе нужно внимательно слушать, что я говорю!’ Я всегда смотри на вещи так, как они есть, не пытаясь разглядеть мотивы, стоящие за ними.

Когда вы переехали в Абашири?

В 1945.

Какие техники преподавались во время вашей работы в полицейском департаменте Абашири после Второй Мировой Войны?

Вначале преподавались техники ареста. Но до того, как были введены эти техники, мы практиковали техники использования палки, потому что по приказу армии США у полицейских были изъяты мечи и позже заменены пистолетами. Поскольку в те дни не было наручников, мы использовали метод под названием ‘техники быстрого связывания’, который позволял нам взять контроль над преступником и обыскивать его, одновременно связывая его руки и горло. В 1951 году я стал работать в компании ‘Yamada Fishery’ и ушел на пенсию в возрасте 60 лет. Это было десять лет назад. Потом я путешествовал по стране и создавал Додзе-филиалы. Сокаку только преподавал и не создавал филиалов.
Хотя я серьезно занимаюсь преподаванием всего десять лет, когда я еду куду-нибудь, то всегда побуждаю учеников создать филиал. Я советую им начинать активно преподавать примерно со второго дана. Обычно такие группы начинаются в виде любительских клубов, а потом развиваются в филиал или официальное представительство. Сейчас у нас три тысячи членов, у каждого из которых нумерованное членское удостоверение. Он заменили собой журналы, использовавшиеся Сокаку до войны.

Не могли бы вы описать текущее положение дел в филиалах Дайто-рю?

Здесь в Хоккайдо существует несколько активных филиалов. В районе Осаки есть другая школа Дайто-рю, Такумакай. Тамошними Додзе руководят бывшие ученики Сокаку. Те, кто преподает в Кюшу – ученики Сокаку в третьем поколении. Так что, можно найти различия в отдельных округах даже среди учеников Сокаку. У них разные характеры, и, следовательно, их техники, тоже разнятся. В Дайтокане мы работаем с мечом, но другие школы не уделяют этому особого внимания. Я отдельно преподаю технику меча и тайдзюцу (технику работы голыми руками). Наш стиль фехтования – Оно-ха Итто-рю. Обучая, я всегда поясняю, что данная конкретная техника взята из техники меча Синкаге-рю или Оно-ха-рю. Поскольку обучать всех слишком трудоемко, я преподаю техники Оно-ха Итто-рю старшим членам Додзе. Как вы знаете, существует шестьдесят техник только этой одной школы. Правильно практиковать искусство можно только изучая и меч и Дзюдзюцу, то есть и Дайто-рю и Оно-ха Итто-рю.

Вы не планируете написать книгу о Дайто-рю?

Я думаю, что мне следует это сделать, взяв за основу написанные ранее статьи. Поскольку у меня сохранились журналы Сокаку, я мог использовать их. Меня беспокоит то, что поскольку сохранилось мало достоверных источников информации, некоторые люди будут писать все что захотят о Воинских Искусствах. Сейчас мне уже более семидесяти лет, и мой преемник не сможет сделать этого без соответствующих исторических документов. Но, с другой стороны, если я открою эти документы, то могут возникнуть различные проблемы. Боюсь, что кто-то может сказать, что это отличается от того, что утверждают последователи Уэсибы и возникнут раздоры. Поэтому я только пишу статьи и рассылаю их ученикам. В статьях я вообще не затрагиваю Уэсиба Сэнсэя.
К примеру, в одной книге по Айкидо написано, что Сокаку взимал несколько сот йен за каждую технику. Однако, в журналах отца записано, что он брал десять йен за десятидневный семинар. Он не хотел, чтобы потом люди утверждали подобные вещи, поэтому он заставлял их указывать сумму в журнале. Более того, с полиции, поскольку занятия были связаны с их работой, он брал пять йен за семинар. Ученики подписывали журнал в последний день занятий.
Поскольку Сокаку надо было на что-то жить, он брал определенную плату. В те дни [период Тайсо, 1912-1925] плата, которую давали ученики была примерно равна стоимости мешка риса [132 фунта]. Тогда рис стоил значительно дешевле чем сейчас. Зарплата полицейского была около 30 – 45 йен. Зарплата помощника учителя была около 35 йен. Так что, неправда что он брал сотни йен за каждый прием.
Хотя моему отцу было уже 83 года он все еще путешествовал и преподавал. Он преподавал в полицейском участке Муроран в Хоккайдо, а затем отправился в Хакодате. После этого, он направился на Хонсю, где скончался. Поскольку он никогда не сообщал куда направляется, мы узнали о его смерти от полиции. Он всегда говорил, чтобы его не ждали.

Что вы думаете о сегодняшнем Айкидо?

Айкидо и Дайто-рю имеют разное значение. В Дайто-рю, как только вы взяли контроль над врагом, его надо немедленно прикончить второй или даже третьей техникой. Приемы не применяются в отдельности, а завершаются вторым и третьим приемом. В Ниппон Будокан я смотрел техники Айкидо Айкикай и выступающие работали мягко. Это не сработает в реальной боевой ситуации. Их партнеры падают сами, как будто практикуют падения. Конечно, когда партнер великолепно падает, техника выглядит красиво. В нашей практике партнерам не нужно падать, потому что мы проводим броски. Мне нравится как работают воспитанники Ёсинкан айкидо, эта школа сохранила эффективность Дайто-рю айкидзюцу, и по праву считается сильнейшей школой айкидо.