МИСОГИ


Очищение водопадом

Люди, ищущие близости к ками, должны
стремиться к чистоте, ясности
и усердию во всем, что они делают.
Регулярная практика «мисоги»
может оказать в этом помощь


Юкитака Ямомото





Синтоизм и интуитивное осознание таинственного

Признание таинственного есть признание знания за пределами знания. Есть вещи, которые нам известны, а есть то, чего мы не знаем. Существуют также вещи, которые нам наконец становятся известны с развитием прогресса. Но существует знание, находящееся за пределами нашего понимания - знание, которое невозможно постичь из-за склада человеческого ума. Мы можем знать, что существует некое явление, но не его смысл. В этом суть таинственного, притягательность истоков веры.


Что такое мисоги?

Мисоги - это обобщенная форма акта очищения в синтоистской традиции. Ее история уходит в те времена, когда Изанаги покинул страну скверны и искупался в реке Тачибана. Реакцией японской культуры на все «пограничные ситуации», как назвали их экзистенциалисты, является очищение с целью достижения обновления. Оно может выполняться в море, в реке или под струями водопада.

Форма, которую мы здесь обсудим, - это очищение под водопадом, поскольку оно является динамичным и чрезвычайно одухотворяющим для тех, кто его выполнил. Его целью является вступление в контакт с ками водопадов, единение с природой, прикосновение к космосу и поиск обновления через очищение.

Мисоги представляется простым действием, однако, если мы рассмотрим его различные аспекты, то увидим, где кроются его сила, привлекательность и действенность, и почему на протяжении бесчисленных веков японцы уходили в горы для свершения этого ритуала.


Основная форма чистого опыта

В акте стояния под водопадами и погружении в саму природу заложена высшая истина. Вы не сможете понять, где заканчивается ваша физическая сущность и начинаются струи водопада. В этот момент вы и природа являетесь единым целым. Мисоги одновременно пробуждает осознание и утоляет жажду духовного голода тех, кто стремится ощутить и познать природу способом, восходящим к нашим корням. Стоя под водопадами, мы являемся частью природного процесса на тот момент, ее невидимым составным элементом, и возвращаемся к источнику жизни.

В сегодняшнем мире не хватает возможностей для элементарного опыта. Возрастающий интерес, почти одержимость компьютерным пространством и его потенциалом дал нам виртуальную реальность, виртуальный секс, виртуальные церкви, одним словом, виртуальный жизненный опыт. Люди учатся у других людей тому, что предполагает опыт или каким он должен быть. Таким образом, переживания людей измеряются тем, что говорят или передают другие, или о чем заявляют так называемые эксперты.

Мисоги - это некий путь назад, к познанию чистого опыта и к поискам подлинной истины.

Нигде способность к постоянному возрождению не демонстрируется более убедительно, чем в ритуале мисоги. Повторяя этот ритуал, можно достичь цели как индивидуальной, так и групповой соответственно. Это не случайный, единственный, абсолютный опыт. Повторение повышает его качество и пробуждает понимание того, что жизнь является не просто существованием, но изменяющимся жизненным активным процессом.


Высшая тренировка духа

Способность мисоги к обновлению имеет в основе своей закалку человеческого духа.

Верховный Жрец Великого Святилища Цубаки, его Преподобие Юкитака Ямамото, следуя своей собственной основной потребности, выполнял мисоги каждую полночь в течение десяти лет, что­бы познать смысл Божественности, что привело его к совершенному обновлению. Встретив его, вы сразу поняли бы по его внутренней энергии, что он во всех отношениях возродился, является образцом того, чего может достичь человеческая жизнь.

Для людей, которые стремятся изменить образ жизни или познать глубже ее смысл, мисоги дает ресурс энергии посредством тренировки души. Повторение и тренировка делают возможным неуклонное обновление как форму личного развития и усовершенствования. Безусловно, это можно поставить наравне с физической тренировкой спортсмена. Это священная психофизическая тренировка религиозного спортсмена. Японские аскеты являются олимпийцами духовного мира. Они - первооткрыватели и исследователи обширных пространств не отмеченной на карте внутренней жизни, ведущей к изменению внешней жизни и обновлению. Они являются носителями и практиками того, что называется великими тайнами жизни.


Постижение космоса

Мисоги обладает способностью вызывать осознание космоса, которое по моему предположению катастрофически отсутствует в современной жизни. Власть космоса высвобождается в мисоги. В самом опыте переживании мисоги на долю секунды каждый может войти в бесконечность внешних пределов космоса в своей собственной сущности. Посредством преодоления пространства и времени, движения или места закрепляется место человечества в пределах великих космических пределов. Таким образом, повышается осознание качества и вероятности. Это своего рода мгновенное просветление. Безусловно, это слишком краткое столкновение, чтобы можно было четко осмыслить его; поэтому надо повторять мисоги, чтобы ознакомиться с ощущением космического и почувствовать себя комфортно и естественно в нем.


Как выполнять мисоги

Мисоги может выполняться совершенно по-разному в различных водоемах. В некоторых случаях (…) можно практиковать этот ритуал, не зная его названия или происхождения. Здесь я хочу провести вас через опыт мисоги в том виде, в каком это выполняется в Великом Святилище Цубаки. Но я хочу подчеркнуть, что вы можете выполнять мисоги сами, где захотите, без традиционных обязательных приготовлений и ритуалов.
Перед мисоги душа и тело должны быть подготовлены. За ночь до этого вы должны попытаться отказаться от мяса и алкоголя. Ваши органы чувств будут свободны и восприимчивы, если вы прекратите потреблять любые физические вещества, которые могли бы исказить или притупить ощущения.
Подготовка для тех, кто принимает участие в мисоги в Великом Святилище Цубаки, начинается, когда они собираются перед офисом храма в установленное время и оттуда идут в зал рядом с хайдэн (зал для молящихся) для получения упрощенной формы харай, называемой «шубацу». Водопад - это ками, поэтому необходимо очиститься, прежде чем войти в него. В раздевалках мужчины надевают белые набедренные повязки и хачимаки (головные повязки). Женщины так­же надевают хачимаки помимо длинного белого кимоно. Выйдя из раздевалок, они выходят на открытую площадку над входом в водопад и становятся лицом к хондэн (главному святилищу). Они дважды кланяются, дважды хлопают в ладоши, затем кланяются еще раз.
Участники теперь готовы начать подготовительные, согревающие упражнения.
Если у вас нет профессионального руководителя (мичихико), вы можете подготовиться к мисоги, тихонько сидя у водопадов, медитируя и расслабляясь в течение нескольких минут, прежде чем приблизиться к подножию водопадов. Поклоны и удары в ладоши являются важными составляющими этого и многих других ритуалов Синто. Поклоны выражают уважение и благодарность. Удар в ладоши, как звучание колокольчика в синтоистском святилище, возвещает ками о вашем присутствии, а также уравновешивает и очищает энергетический поток природы. Всегда поднимайте руки на высоту плеч и звонко хлопайте ладонью о ладонь.
Упражнения 1-5 являются традиционными согревающими и предназначены для того, чтобы подготовить вас войти в водопады. Их можно выполнять непосредственно у кромки воды.

Упражнение 1: Фуритама (Встряхивание души)

1. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч.
2. Положите правую руку на левую на уровне нижней части живота, оставив пространство между руками с размер шарика для пинг-понга.
3. Энергично встряхивайте руками, делая движения вверх и вниз.
4. Встряхивая руками, сосредоточьтесь и повторяйте следующие слова, которые являются призывом к ками этого источника очищения:

«Харае-до-но-Оками»
(Ками источника очищения, пожалуйста, очисти все, что нас окружает)

Цель упражнения 1 - это вызвать пробуждение души внутри себя. В синтоизме «кон» (душа) - это один из наиболее важных элементов наряду с «мей» (жизнь), «рей» (дух) и «ки» (духовная энергия).
Кон - это самый важный из четырех элементов, поскольку людей можно также охарактеризовать как «вакетама» (души индивидуумов), или иными словами - «дети ками».

Упражнение 2: Торифуне (Гребущая птица)

1. Встаньте прямо, левая нога выставлена вперед.
2. Сожмите руки в кулаки, просунув большие пальцы внутрь остальных согнутых пальцев.
3. Наклонитесь вперед. Начиная над левым коленом и заканчивая позади у подмышек, загребайте обеими руками так, словно вы сидите на веслах в лодке. По мере того, как вы «гребете», выкрикивайте: «Йе!».
4. Выполните это упражнение двадцать раз, затем повторите Фуритама (Упражнение 1).
5. Повторите Торифуне, на этот раз с выставленной вперед правой ногой, выкрикивая «Йе!» и «Хо!» поочередно. Сделайте это двадцать раз, затем повторите Фуритама.
6. Возвратитесь в позицию с выставленной вперед левой ногой и поднимите сжатые кулаки к груди с криком «Йе!». Сбросьте руки вниз и вперед, разжав кулаки и выпрямляя пальцы с криком «Са!»
7. Еще раз повторите Фуритама.

Упражнение 2 вводит понятие ритмической гимнастики в сочетании с духовной тренировкой.
Поскольку мисоги - это священный опыт тела/души, то необходимы оба типа разминки.

Упражнение 3: Отакеби (Использование голоса)

1. Встаньте прямо, ноги слегка врозь.
2. Руки на бедрах.
3. Повторяйте за мичихико, выкрикивая различные призывы: «Ику-тама! Тару-тама! Тама-тамару-тама!».
4. Повторяйте за мичихико, трижды выкрикивая более длинный призыв:

«Оками! Оками! Куницу Оками! Сарутахико Оками То-тоши-йа!»
(Ками! Ками! Ками земли! Великая и прекрасная Сарутахико, Верховная ками земли!)

Упражнение 3 преследует тройную цель. Выкрики, «Ику-тама», пробуждают душу к восприятию. «Тару-тама» устанавливает это восприятие, чтобы вы смогли распознать бесконечное в своей душе. «Тама-тамару-тама» подкрепляет предыдущие призывы и поддерживает душу в активном состоянии. Завершающий призыв обращен к Сарутахико Оками, Верховной ками земли, и подтверждает ее власть.

Упражнение 4: Окороби (Отступление)

1. Встаньте прямо, ноги слегка врозь.
2. Положите левую руку на бедро и приложите правую руку ко лбу.
3. Правой рукой рассеките воздух сбрасывающим движением вниз справа налево - каждый раз, когда обращаетесь к ками по имени:

«Кунитоко-тачи-но-Микото! Йе!
Сарутахико-но-Оками! Йе!
Кокуряйю-но-Оками! Йе!»


4. При каждом жесте делайте шаг вперед левой ногой, а затем - снова шаг назад.

В упражнении 4 призываются три важных ками: «Кунитоко-тачи-но-Микото» (земная ками), «Сарутахико-но-Оками» (ками-проводник и верховная ками земли) и «Кокуряйю-но-Оками» (ками воды, жизни и ки). Это упражнение позволит вам объединиться с ними, получить их силу и избавиться от своих грехов.

Упражнение 5: Ибуки (Дыхание)

1. Встаньте прямо, ноги слегка врозь.
2. Опустите руки по направлению к коленям, ладонями наружу и слегка вверх.
3. Начинайте медленный вдох, широко разводя руки в стороны и поднимая их над головой, пока ладони не сомкнутся с пальцами.
4. Начинайте медленный выдох и, сохраняя руки сомкнутыми, сбросьте их вниз прямо перед собой, опуская до тех пор, пока они не окажутся ниже пупка и не примут форму молитвенного жеста Будды.
5. Теперь, заканчивая выдох, продолжайте разводить руки назад и вниз.
6. Повторите все движения в такой же последовательности пять раз.
7. Повернитесь лицом к водопаду, дважды поклонитесь, дважды резко хлопните в ладоши и протяните руки с раскрытыми ладонями вверх к водопаду.

Упражнение 5 завершает вашу подготовку. Глубоко вздохнув, вы поглощаете ки космоса и поднимаете метаболизм ки на самый высокий уровень чувствительности и восприимчивости.

Упражнение 6: Няйюсуй (Вхождение в воду)

1. Непосредственно перед тем, как вы войдете в воду, мичихико разбрызгивает на вас «сакашио» (очищающую соль).
2. Мичихико вручает вам ковш подсоленной японской сакэ; возьмите жидкость в рот и трижды разбрызгайте ее изо рта в поток воды.
3. Мичихико читает следующую молитву, состоящую из девяти слов:

«Рин-пяо-то-ша-кай-дзин-рецу-дзай-дзен».

4. Затем мичихико девять раз символически рассекает воздух, выкрикивая: «Йе!»
5. Войдите на площадку у водопада и брызните водой в лицо, на грудь и бедра.
6. Дважды резко хлопните в ладоши и поклонитесь один раз в сторону водопада.
7. Правой рукой рассеките воздух справа налево, как в упражнении 4.
8. Подойдите к водопаду и войдите в него, правым плечом вперед. Обернитесь к мичихико, сжав руки перед собой, причем средние пальцы должны быть соединены и повернуты в сторону от вас.
9. Выкрикивайте следующие слова:

«Харае-тамае-кийяоме-тамае, Роккон-Шойо!»
(Очисти мою душу, омой мою душу, очисти шесть зон моего тела, куда могут войти грехи).

Продолжайте, пока мичихико не крикнет: «Йе!», что будет сигналом выходить из воды.

10. Удаление от водопадов. Как только вы вышли из воды, ударьте дважды в ладоши и один раз поклонитесь в сторону водопадов.

В третьей ступени в пунктах 1-9 последовательность призывов символизирует мирскую жизнь. Использование отсекающего жеста в ступени 3 означает удаление, устранение грехов из девяти зон существования. Выражения «харае» и «кийяоме» в 9-й ступени используются в качестве просьбы очистить человека посредством смывания всех грехов с шести элементов, которые в синтоизме определены как пять органов чувств и дух человека. Призыв Роккон-Шойо из Великого Святилища Цубаки, обращен к каждому из этих шести элементов по очереди:

«Хотя несовершенство и грех появляются пред моими глазами, я не позволю им ослепить меня.
Хотя это ударяет по моим ушам, я не позволю оглушить меня.
Хотя мой нос ощущает эту грязь, я не позволю ей обезобразить мою душу.
Хотя она попадает мне в рот, я не позволю ей уничтожить мой вкус к жизни.
Хотя она соприкасается с моим телом, я не позволю ей пристать ко мне.
Хотя я могу даже желать ее, я не позволю этому желанию жить во мне».


После обсыхания участники возвращаются в хайдэн для медитации чинкон, чтобы умиротворить души. За этим в свою очередь следует «наорай» - ритуальное застолье вместе с ками, воздействующее на укрепление вертикального мусуби, а именно, связь между людьми и ками. Это является и торжеством между людьми, так что горизонтальное мусуби, связь между участниками, тоже становится прочней.