Этикет японского меча


МУСО ДЗИКИДЭН ЭЙСИН РЮ ИАЙ ХЭЙХО



Ни в одной другой стране не был так развит этикет меча, как в Японии. Хотя основным оружием Древней Японии был лук со стрелами, именно меч постепенно стал «душой самурая». Культ меча породил этику меча, нарушение которой смывалось только кровью.

С конца XVI в. исключительное право ношения длинного меча дайто, а также пары мечей дайсё закрепилось за самураями и придворной аристократией кугэ. Го­ рожанам разрешалось носить лишь короткий меч (сёто) и то только во время больших праздников или путешествий. Крестьянам, как и во всем мире, запрещалось иметь оружие. Особенно строго за испол­ нением закона о праве ношения мечей (тайто-гомэн) следили в мирный период Эдо (1603 —1868 гг.).

Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы в случае пожара во дворце.

Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность (все японские фехтовальщики были правшами). Именно поэтому во многих школах иай-до и кэн­до до сих пор сохраняется традиция держать меч для приветствия в таком положении, из которого его очень трудно выхватить. Например, стоя его полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и лезвием вверх. Сидя — меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе (лицевая сторона омотэ направлена вниз).

В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях длинный меч необходимо было снять (в знак добрых намерений) и оставить в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими почестями клал его на специальную подставку. При длительном визите, протекающем в исключительно дружественной обстановке, короткий меч также снимался и располагался справа от сидящего, рукоятью к владельцу, а клинком в ножнах к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытка коснуться его или тем более оттолкнуть в сторону воспринимались как вызов.

Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая — в специальной нише токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а вертикальная — тати-какэ.