Искусство Тессэн дзюцу


МУГЕН-РЮ ХЕЙХО


Тэссен – японский боевой веер, дословно с японского языка означает «железный веер». Благодаря экспорту из Японии, тессен стал известен и в Китае. Впоследствии тэссен стал использоваться и в других странах континентальной Азии (вплоть до Персии), по-разному называться, но предок стального веера все же был общий. До середины XIX века боевой веер являлся постоянным атрибутом японских военачальников.


Несмотря на недостаточное количество информации относительно возникновения складного веера, большинством исследователей это изобретение приписывается японцам. Некоторые японские поклонники китайской культуры пытались доказать его заимствование из Китая, но складных вееров в Китае долгое время не было, до тех пор, пока одни из первых образцов не были подарены китайским послам и прочим гостям Японии. Но даже после этого летописцы рассказывают об импорте складывающихся вееров из Японии в Китай. В европейские же страны веера попадают с другими товарами из Азии. Об изобретении складного веера повествует одна из японских легенд. Мастер изготовления вееров из Тамба, живший в эпоху Тенджи (661-671 года) изучил крылья летучей мыши, которая упала ему под ноги. Благодаря своей любознательности он изобрел складной веер, который мог поместиться в рукаве одежды.


В японской культуре и в быту веера различной формы и размера, из всевозможных материалов широко применялись представителями всех сословий и классов феодального государства. Цели применения также были различными: его использовали в процессе просеивания риса и других злаковых культур; он был неотъемлемым элементом различных театральных представлений и культурных мероприятий; в повседневной жизни японцев. Первые упоминания об использовании церемониального веера замечены в летописях, которые относятся к периоду царствования императора Юряку (457 – 479 года). Однако сама история возникновения веера теряется в далеком прошлом. Впоследствии наследниками ритуальных и церемониальных вееров стали большие шелковые веера, именовавшиеся «ума-ши-руши» (в переводе – «лошадиный вымпел»). Их использовали сёгуны клана Токугава в качестве знамен или атрибутов воинских процессий. А предшественником самого тессен являлся цельный веер закругленной формы – гунбай-учива (гумбай), которым пользовались офицеры на поле боя для подачи сигналов своим войскам во время маневрирования. Также возможно, что происхождение тессен идет от веера оги (или сенсу), который был популярен при дворе и были частью отличительных знаков владельца, указывая на звание и положение человека. С возникновением в Камакуре военного правительства Минамото-Но-Ёримото в конце XII столетия веера начинают применяться по новому назначению. Военные заменяют собой аристократию и усилиями самураев оги превращается в оружие, заменяя деревянные пластины на железные.


Тэссен состоит из массивных металлических пластин, края заточены. Масса веера варьировалась от 200 до 500 грамм. У него обычно было от восьми до десяти железных ребер. По форме и размерам он был разным: большой или маленький, с широкими или узкими пластинами. В сложенном состоянии его носили за поясом (в официальных случаях), в руке, за голенищем сапога или на темляке он подвешивался к руке.

Техника работы с тэссен делится на две части: со сложенным веером и развернутым. В сложенном виде он использовался в качестве короткой дубинки. С развернутым тэссен можно было защищаться от метательного оружия. Правда, тонкие пластинки удар стрелы не могли выдержать, но отклонить в сторону летящее оружие было возможно. Благодаря заточенной кромке железных пластин тэссен можно было использовать для нанесения режущих и рубящих ударов по незащищенным частям тела: шея, лицо, кисти рук. На близкой дистанции при помощи веера закрывали обзор противнику. Как правило, при этом вместе с веером применялось еще какое-нибудь оружие, например, короткий меч. А периодическое раскрывание и закрывание веера в поединке отвлекало внимание противника. Однако в продолжительном бою тэссен не мог использоваться как единственное оружие, так как в раскрытом положении он утомляет кисть руки.

Широкое распространение вееров повлекло к созданию боевого искусства тэссен-дзюцу. По легенде оно было создано в XII веке известным японским воином Минамото-но-Ёсицунэ. Затем его изучение стало обязательным в школе Син-Кагэ-рю. Искусство использования боевого веера являлось самым необычным и редким видом в технике кобудо. С виду этот мирный предмет просто не представляется опасным оружием. Конечно, обычным бумажным или веером из ткани практически невозможно нанести какие-либо повреждения, однако в бою используется не обычный веер, а металлический. Применяемый опытным мастером тэссен представлял собой оружие с очень широкими возможностями. В сложенном положении он превращался в небольшую дубинку, а в раскрытом – становился маленьким щитом с очень острой кромкой. Таким предметом можно как обмахиваться в жаркую погоду, так и применять в качестве защиты от противника.


Тэссен-дзюцу считалось довольно утонченным искусством, в особенности в среде самураев высоких рангов и многие из этих воинов для самозащиты предпочитали использовать тэссен, а меч обычно не применялся против противника ниже рангом. К тому же, в виду некоторых церемониальных требований самураи не должны были обнажать меч, к примеру, в доме своего господина. В этом случае клинки оставлялись у слуги хозяина до тех пор, пока прием не будет окончен. На отдыхе, выполняя какую-либо работу по дому, самурай также часто оставался безоружным. Однако при наличии тэссена воин не был совсем без оружия и при необходимости он мог защититься этим с виду безобидным предметом. Позже, в XVIII веке по знаменитым указам Эдо было запрещено носить мечи. В ответ на это люди в целях самозащиты вооружались тяжелыми посохами и железными веерами. Но тэссен показал себя настолько эффективным и опасным оружием, что вскоре они также оказались под запретом.

Веера разукрашивались, покрывались лаком, золочением. К ним подвешивались шнуры и тяжелые кисточки различных цветов, которые могли обозначать статус владельца. На веера наносились изображения символов солнца и луны, наносились рисунки драконов, пейзажей, разрушительных стихий. Позже стали изображать герб семьи или эмблему клана.

В наше время тэссен-дзюцу сохранилось как реликт феодального прошлого Японии, однако сейчас оно стоит на грани исчезновения. Это искусство пока еще изучается в некоторых небольших фамильных школах Японии. И время от времени железный веер появляется в современных тренировочных методиках каратэ, кендо и айкидо.

Тэссен. Интересные факты:

1. В истории известен курьезный случай использования боевого веера. Мацумура Сокон, один из высокопоставленных самураев, славился искусным мастером рукопашного боя и техники работы с оружием. Его слава дошла и до сёгуна. Он вызвал к себе Мацамуро и, желая увидеть его искусство своими глазами, а также впечатлить своих подданных, сёгун сообщил мастеру, что он решил через десять дней устроить праздник и в тот день хочет увидеть, как столь известный воин сразится с быком. Конечно, Мацамура не посмел ослушаться сёгуна. Но, кроме того, что он являлся искусным мастером, он еще был и хитрым. И в те десять дней, которые оставались до праздника, Мацамура каждый день приходил к стойлу быка. Находясь в безопасности за перегородкой стойла он беспощадно бил быка по морде своим железным веером пока животное не опускалось на колени. Спустя некоторое время бык уже сам падал на колени, как только мастер близко подходил. В день праздника Мацамура вышел на арену лишь с одним вакидзаси за поясом, в руке был веер. Бык же, увидев самурая, упал на колени и начал жалобно мычать. Сёгун со своими гостями были в восторге от подобной демонстрации воинского искусства.
2. Также известен случай, когда тэссен спас жизнь своему владельцу. Согласно этикету человек, входящий в дом или комнату старшего по званию или положению должен был встать на колени, положить тэссен перед собой, прикоснуться ладонями к татами и сделать поклон. Один самурай должен был явиться к своему господину для принятия наказания за свой проступок. Он подозревал, что, скорее всего наказанием будет смерть. На самом деле так и должно было случиться: слугам господина приказано было сломать самураю шею тяжелыми створками раздвигающейся двери, когда тот остановится перед ними и сделает ритуальный поклон. Но то ли благодаря счастливой случайности, то ли из-за собственной находчивости воин положил свой тэссен в желоб раздвижной двери. Когда же створки пришли в движение чтоб захлопнуться и убить его, они отскочили от железного веера и не причинили самураю вреда. От такого поворота событий господин пришел в изумление и простил самурая.
3. Легенды повествуют, что герой японских сказаний Ёшитсуне научился искусству боя железным веером у тенгу, мифического существа, которое считалось мастером в боевых искусствах. Благодаря своему мастерству Ёшитсуне одержал победу над великаном Бенкеем, вначале отразив удары его копья своим веером, а потом вырвал копье из рук великана, зажав древко между пластинами веера.
4. В создании всевозможных вееров никогда не использовались органические материалы, например, такие как кожа или перья. Это объясняется тем, что в синтоизме все мертвое было под запретом, а принципы буддизма (который также был распространен в Японии) также не способствовали умерщвлению.
5. В настоящее время веера находят свое применение в руках гьоджи (рефери), которые судят поединки между борцами сумо. По преданию, победитель первых состязаний борцов сумо Кийобаяши получил в награду боевой веер и после этого был назначен императором первым судьей.
6. В хрониках зафиксирован случай, когда известный мастер фехтования Ганн-рю (конец XVI века) только одним железным веером одолел десять противников и вышел из боя без единой царапины. С тех пор эта история служит самураям хорошим примером для подражания.