Базовые принципы


Обсуждение и понимание внутренних аспектов Айкидо жизненно важны для прогресса. Через понимание этих принципов, при регулярном обучении, Айкидо, становится воплощением практики, как это видел О-Сэнсэй. Раздел «Базовые принципы», должен рассматриваться вместе со «Словарём терминов Айкидо», и таким образом, это обеспечивает, при условии постоянной практики, более глубокое понимание сущности Айкидо.

АВАСЭ: означает «слияние», в котором НАГЭ (защищающийся) пытается соединиться и физически (через «принятие» атаки), и мысленно (через развитие пустого сознания, в котором никакие предвзятые мнения и конфликты не могут иметь место) с УКЭ (нападающий). Когда АВАСЭ достигнуто, различие между УКЭ и НАГЭ пропадает, поскольку оба соединяются в один объект. Термин АВАСЭ в Айкидо, вмещает в себя такие понятия традиционных видов БУДО, как: ХЁСИ (ритм), ДЭАЙ (момент входа), а также СЭН (время реагирования на атаку противника).

KИ: чрезвычайно трудная для понимания европейцев концепция, термин может быть переведён, как «внутренняя энергия», выработанная благодаря специально разработанным методам (техникам), и всегда используемая в практике айкидо. Для японцев КИ это всё, что их окружает, материальное и нематериальное, всё обладает Ками (божественностью). Ки, также может быть освоена благодаря практике различных упражнений, типа Кокю-хо, и его аналогов.

КИХОН: выполнение техники в базовой форме. В практике КИХОН, НАГЭ позволяет УКЭ захватить себя, без какого либо предварительного действия НАГЭ. Таким образом, техника осуществляется, почти как в замедленной съемке, сотрудничество между УКЭ и НАГЭ отражены в осторожном, но тем ни менее эффективном методе борьбы, с наименьшим приложением физической силы.
КИ-НО НАГАРЭ: более продвинутая форма практики, в которой НАГЭ начинает движение одновременно с УКЭ, и АВАСЭ достигается, через гармоничное взаимодействие между УКЭ и НАГЭ. КИ-НО-НАГАРЭ характерен более быстрым движением, заключенном в слиянии с противником, где управление противником происходит без остановок или пауз в выполнении техники.

КОКЮ: означает «сила дыхания»; и относится к выполнению техники, в которой физическая сила не используется для того, чтобы бросить УКЭ, а скорее общая мощь КИ и бедер, действующих совместно, и расширения этой силы, через тело и далее, через кончики пальцев, для того, чтобы бросить УКЭ.

КУДЗУШИ: выведение из равновесия; ни один технический приём в айкидо, не может быть выполнен верно без правильного КУДЗУШИ.

МААЙ: гармоничная дистанция. В БУДО существуют три вида дистанции. «Тика ма» (короткая), «Маай» (средняя) и «То ма» (длинная). Помимо этого, каждый человек и каждый вид оружия имеет собственную Маай. Концепция «Маай» связана с такими понятиями, как Хёси (ритм) и Дэай (момент входа).

МИСОГИ: относится к состоянию очищения, в котором сознание и тело отчищают от любых нечистых мыслей, предвзятого отношения к атаке или защите, и любых агрессивных ответов на атакующие действия противника. О-Сэнсэй имел обыкновение исполнять МИСОГИ-но-ДЗЁ, церемония очищения, в которой Дзё используется, как средство очистки ДОДЗЁ.

МУСИН: состояние разума «без мысли», в котором у Айкидока, нет противника изначально. МУСИН наиболее очевиден в практике Буки Ваза, где важно, не ожидать ничего от вашего партнера. Если ожидать атаку, действия будут ограничены и предопределенны, и внезапное изменение в атаке, приведет к замешательству и остановке. О-Сэнсэй разработал дух Нэн, на самых высоких уровнях Айкидо. O-Сэнсэй учил, что, вырабатывая «Мусин», вы допускаете, что ваш дух сольется полностью с духом вашего противника, и таким образом будет управлять любой атакой, с которой вы столкнетесь.

МЭЦУКЭ: стратегический взгляд в бою. Важно не концентрировать взгляд, не на одной из точек, и вы увидите движения противника. Это так называемый «периферийный взгляд».

НАГЭ: означает «защищающийся» или человек, который осуществляет технику. В Буки ваза, НАГЭ называют «Уке-тачи».

OMOTЭ ВAЗA: техника, выполненная во фронт, по касательной к противнику. Большинство техник, выполненных в OMOTЭ характерны прямым движением, в котором начальная и конечная позиции находится на той же самой прямой линии.

ОНЭГАЙ ШИМАСУ: В Японской культуре, эта фраза используется во многих, различных случаях. Основное значение - чувство «доброй воли», по отношению к одной, из двух сторон встречи. Другое значение – «пожалуйста», например: «Пожалуйста, позвольте мне обучаться с Вами». Эта фраза, часто используется в практике, для того, чтобы дать понять Сэнсэю, что вы готовы обучаться. Более формальный подход – «Онэгай итасимасу», который использует, более скромную форму глагола, и ставит вас ниже в иерархии, чем тот человек, к которому вы обращаетесь.

TАКЭМУСУ АЙКИ: последнее название O-Сэнсэем своего БУДО. «Такэ», тоже, что и «бу» (боевой), «муссу» (рождение), «айки» (слияние со всем живым), эта концепция, не может быть определена, каким-то одним термином. Но этого состояния, можно достичь, через непрерывную практику айкидо. По сути ТАКЭМУСУ АЙКИ, это способность отвечать на атаки, без остановок, или предварительных расчетов. TAKЭМУСУ АЙКИ, также можно перевести, как: «непрерывное выполнение различных техник, в ответ на непредсказуемые атакующие действия противника». O-Сэнсэй описал TAKЭMУСУ АЙКИ, как техники, проявляющиеся в результате слияния с божественным, где различия между нападавшим и защищающимся отсутствуют, и техники проявляются, без какого-либо желания ответить на атаку.

УКЭ: означает «нападающий» или человек, который получает технику. В Буки ваза, УКЭ, называют «Учи Тачи».

УРА ВАЗА: техники, выполненные, методом поворота к внешней стороне противника. Поворачиваясь, НАГЭ пытается слиться с движущей силой УКЭ и таким образом, выполнить бросок или контроль. УРА-ВАЗА, изначально осуществляются в Кататэ дори Taй-но Хэнко.

ДЗАНШИН: означает «остающийся дух»; состояние готовности, по окончании технического действия, в котором НАГЭ, контролирует, не только УКЭ, но и всё окружающее пространство. ДЗАНСИН позволяет НАГЭ, реагировать на атаку и вырабатывается при непрерывной практике. ДЗАНСИН становится актуален, после того, как вы выполнили бросок или контроль, чтобы предотвратить повторную атаку УКЭ.