Искусство иайдо, история Иайдо.


МУСО ДЗИКИДЭН ЭЙСИН РЮ ИАЙ ХЭЙХО


Искусство иайдо


Иайдо — это искусство быстрого извлечения меча из ножен с одновременным нанесением удара. Если рассмотреть иероглифическое написание слова иайдо - , где - «иру» - быть, находиться; - «ай» - соединение, согласие, гармония; - «до» - дорога, путь, то можно получить следующее сочетание - «Путь пребывания в гармонии», что в каком-то смысле соответствует действительности. Но, на самом деле, название иайдо происходит от фразы «цунэ-ни иттэ кю-ни авасу», что можно перевести следующим образом - «где бы ты ни был, должен всегда (быть готов) мгновенно реагировать». Именно из этого выражения были взяты два первых иероглифа «иттэ» – одна из форм глагола «иру» и «авасу» - глагол, образованный от «ай».

Основная задача практикующего Иайдо – из любого положения нанести упреждающий удар врагу, используя технические и психологические преимущества, возникающие при мгновенном извлечении оружия и столь же быстром и неотвратимом его применении.

Технический арсенал Иайдо основан на методах извлечения меча из ножен, которые переходят в режущий или колющий удар, или в парирование (блок). В случае отражения агрессии предполагается парирование атак с последующей серией из одного или нескольких рубящих или колющих ударов, которые завершаются различными способами удаления крови с лезвия и вкладыванием меча в ножны.

Все эти движения объединены в различные формы, именуемые «ката» . В старых, традиционных, школах таких форм насчитывается свыше сотни. В них рассматриваются самые различных ситуации, которые могут возникнуть, как во время поединка на мечах, так и при неожиданной агрессии. Считается, что технические формы в Иайдо наиболее точные и совершенные из всех форм в воинских искусствах .

В отличие от многих других единоборств, техника Иайдо сохранилась до наших дней практически без изменений. Это связано с тем, что после того, как в Японии в 1872 году самураям было запрещено ношение меча, искусство владения им потеряло свое прикладное значение. В результате главным требованием в иайдо стало максимально точное следование канону и ритуалу, начиная от траектории движения клинка и заканчивая количеством и формой складок на одежде.

Несмотря на кажущуюся простоту, Иайдо требует не только отличной физической подготовки, но и высочайшей степени психической концентрации и мобилизации. Именно поэтому древнее самурайское искусство продолжает жить в эпоху компьютеров и космических ракет. Умение мгновенно сконцентрироваться, мобилизовать все свои возможности для конкретного дела необходимо современному человеку не меньше, чем воинам прошлого.


История создания Иайдо



1. Хаясидзаки Дзинсуке Минамото-но Сигенобу Hayashijaki Jinsuke Minamoto-no Shigenobu, founder of Iaido( 林崎甚助重信 )(1546-1621)


Хаясидзаки Дзинсуке Минамото-но Сигенобу




Hayashizaki Tempel in der Yamagata Prefektur in Nord-Japan


Основатель Эйсин-Рю Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото Си-гэнобу (Ходзё Дзинсукэ Сигэнобу) жил между 1546 и 1621 годами. О его жизни известно очень немного, многое в жизнеописании Хаясидзаки (как и большинства известных мастеров меча в Японии) вымышлено. Родился он в провинции Сагами (Сёсю). Утверждают, что позже он жил в провинции Муцу в северной части Японии. Вырос Хаясидзаки в условиях постоянных междуусобных конфликтов и с раннего возраста был знаком с различными стилями фехтования. Говорят, что он совершил паломничество в префектуру Ямагата, где получил божественное откровение, поведавшее ему о новом способе извлечения меча из ножен. Также утверждается, что он достиг просветления во время сюгио (аскетического периода суровых тренировок) и создал иай, посредством которого позже отомстил убийце своего отца. Интенсивно он изучал искусство владения мечом приблизительно в 1596-1601 годах.

Как бы там ни было, в средние века именно Хаясидзаки основал стиль Симмэй Мусо-Рю (ниспосланный богом, неповторимый стиль). Свою технику он назвал “Батто-дзюцу”. С тех пор и до наших дней Иайдо Хаясидзаки сменило много названий в процессе передачи от учителя к ученику.

Стиль Хаясидзаки был известен под разными названиями: Дзюмпаку Дэн, Хаясидзаки Рю, Син Мусо Хаясидзаки Рю, Сигэнобу Рю и так далее. Известно также, что он совершил путешествие по Японии в духе Муся-сюгё, и что во время своего путешествия он приобрел множество последователей. Какие именно техники он преподавал нам доподлинно не известно, но практически все сходятся во мнении, что эти техники должны были быть относительно простыми и в высшей степени боевыми по своей сути.

Хаясидзаки не был первым человеком, разработавшим иай. Старые рю, такие как, например, Тенсин Сёден Катори Синто-рю, Такеноути (или Такеути) рю и другие старые системы, преподавали иай задолго до Хаясидзаки. Тем не менее, именно Хаясидзаки, путешествуя по Японии, обучил большое количество учеников, которые, в свою очередь, основали многие из существующих ныне школ иай. Его справедливо можно назвать величайшим деятелем старого периода истории иай, он был учителем и источником вдохновения многих последующих мастеров этого искусства. Хаясидзаки считается основателем системы иай клана Тоса, которая затем раздвоилась на Мусо Синдэн-рю (Симомура ха) и Мусо Дзикидэн Эйсин-рю (Танимура ха). Хаясидзаки также вдохновил развитие Хоки-рю, Тамия-рю, Дзюсин-рю, Хаясидзаки-рю, Син Мусо-рю и других школ, развивших его учение.
В последующем в каждом поколении назначался главный мастер (сокэ), и каждый из них по-своему влиял на стиль.

Использованы материалы из книг Николаса Суини «Искусство японских мастеров меча», Малколма Т. Шевана «Иай, искусство японского фехтования», Уэйн Муромото. “История сэйтэй иай”


Hayashizaki's memorial stone posing in front is Nakamura Taisaburo



Внутреннее помещение храма Хаясидзаки иай дзиндзя


2. Тамия Хейбей Сигемаса Tamiya Heibei Shigemasa ( 田宮平兵衛重正 )


После смерти Хаясидзаки Дзинсукэ Сигэнобу традицию Синмусо Хаясидзаки Рю продолжил Тамия Тайра-но-Хёэ Наримаса, который, как утверждают, был учителем у трех первых сегунов Токугава (Токугава Иэясу 1543-1616, Токугава Хидетада 1574-1632 и Токугава Иэмицу 1604-1651). Это факт наверняка способствовал росту популярности этого стиля.

3. Нагана Мураку Кинросай Nagano Muraku Nyudo Kinrosai ( 長野無楽入道 )

Был учеником сначала у Хаясидзаки, затем Тамия. Развивал Иай, как главную составляющую собственной школы Мураку-рю.

4. Момо Гембей Мицусиге Momo Gumbei Misushige ( 百々軍兵衛重 )

5. Арикава Сёдзаемон Мунецугу Arikawa Shozaemon Munetsugu ( 蟻川正左ヱ門宗 )

6. Банно Данэмон-но дзю Нобусада Banno Dan'emon no Jo Nobusada ( 万野団右ヱ門信定 )

Оказал очень важное влияние на последующих глав школы.

7. Хасегава Мондоносуке Эйсин, Hasegawa Chikaranosuke Eishin( 長谷川主税助英信 )известен также под именем Хиденобу (Hidenobu)

На основе техники шестого соке Банно Нобусада он создал школу Хасегава Эйсин-рю, добавив к изучаемым ранее техникам раздел «тате хиза» («тате хиза» - положение, когда фехтовальщик сидит с поднятым коленом правой ноги, а левая подвернута под ягодицу).

8. Араи Сейтецу Киёнобу Arai Seitetsu Kiyonobu ( 荒井勢哲清信 )

Преподавал иайдо в Эдо (нынешний Токио) после ухода Хасегава Эйсина. Известно, что какое-то время он был ронином.

9. Хаяси Рокудая Моримаса (1661-1732) Hayashi Rokudayu Morimasa ( 林六太夫守政 )

Девятый Сокэ Хаяси Рокудаю Моримаса был вассалом Яманоути Тоямасы, 4-го Хансю (главы провинции) и, живя в Эдо, изучал Эйсин Рю Иай у восьмого Сокэ Араи Сэйтацу. Он также изучал Синкагэ Рю под руководством Омори Рокуро Саэмона Масамицу. Этот человек изобрел метод Иай, который практиковался из положения сэйдза (дзасики), и он обучил ему Хаяси Моримасу, который позднее включил его в Мусо Дзикидэн Эйсин Рю. Это то, что сегодня известно как Сёдэн Омори Рю.

10. Хаяси Ясудая Масанобу (Сэйсё) (? - 1776) Hayashi Yasudayu Seisho( 林安太夫政 )

Был приемным сыном Рокудая.

11. Огуро Мотоемон Киёкацу (? - 1790) Oguro Motoemon Kiyokatsu( 大黒元右ヱ門清勝 )

После смерти одиннадцатого главы под влиянием двух наиболее подготовленных учеников (Танимура и Симамура) произошло разделение школы на два направления. Первое - Танимура-ха, наиболее связанно с Тоса иайдзюцу, второе - Симамура-ха, в котором были внесены значительные изменения в технике.

12. Хаяси Масу-но дзю Масамори (? - 1818) Hayashi Masu no Jo Masanari( 林益之丞政 )

Праправнук Рокудая

13. Йода Мандзай Йорикацу (? - 1809) Yoda Manzo Yorikatsu( 依田万蔵勝 )

14. Хаяси Ядаю Сэйки Масаёри (известен также, как Мацутака) (? - 1823) Hayashi Yadayu Masayori( 林弥太夫 )

15. Танимура Каме-но дзё Йорикацу (известен также, как Сугио) (? - 1862) Tanimura Kame no Jo Yorikatsu( 谷村 )

Развивал Танимура-ха

16. Гото Магобей Масасуке(Сэйрё) (? - 1898) Goto Magobei Masasuke( 五藤 )

Наряду с Ое Масамичи сделал выдающийся вклад в развитие школы.

17. Ое Масамичи (Сикей) (1852-1927) Oe Masamichi Shikei( 大江正路 )




Ое сенсей обучался в обоих направлениях: Танимура-ха и Симамура-ха. Фактически, некоторое время именно он был 15 главой Симамура-ха, но из-за значительных различий во взглядах с Накаяма Хакудо, позднее другой человек был определен, как соке школы. Ое Масамичи официально дал название школе Мусо Дзикиден Эйсин-рю, привнес технику Омори-рю и Эйсин-рю. Также большие изменения были сделаны в методике обучения, добавлены такие разделы сложных форм, как Хая-нуки и Бангай-но-бу.

Практически при Оэ Масамити была полностью сформирована техническая концепция Мусо Дзикидэн Эйсин-рю.

Ое сенсей воспитал много превосходных мастеров, имевших свои собственные представления о технике и впоследствии развивавших свои собственные направления.

После его смерти, разгорелись жаркие споры о том, кто будет следующим главой школы. Результатом явилось то, что появилось много ответвлений школы (ха).

Мусо Дзикиден Эйсин-рю Иайдо является прямым продолжением школы.
Хогияма Намио

18. Хогияма Намио (1891 - 1935) Hokiyama Namio ( 穂岐山波雄 )


Ученик Ое Масамичи, наиболее близко следовавший учению 17-го соке.

19. Фукуи Харумаса (1884 - 1971) Fukui Harumasa( 福井春 )


Еще один ученик Ое сенсея, внесший много новых интерпретаций техник.

20. Коно Хякурен Минору (1897 - 1974) Kono Hyakuren ( 河野百錬 )



Также ученик Ое Масамичи, но не следовавший за Харумаса и сотрудничавший с Хогияма Намио, стараясь сохранить
учение Ое сенсея.

21. Фукуи Торао (Сейзан) (1915-2000) Fukui Torao( 福井 )

Последователь Фукуи Харумаса.




22. Икеда Такаси (Сейко)


Икеда Такаси, 22-й глава стиля



(справа) Davis Sensei, Renshi, President of the Canadian Iaido Association, Ikeda Soke, 22nd Soke of Muso Jikiden Eishin Ryu and President of the ZNIR, Esaka Sensei, Hanshi 10th dan and Vice President of the ZNIR at the 2001 ZNIR Kyoto Embukai and Shodan Shinsa.