АЙКИДО И ОРУЖИЕ: ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО?
Споры о том, включает ли Айкидо тренировки с оружием, это старая тема нашего журнала, по этому поводу, много раз выступали оппоненты с обеих сторон на страницах нашего журнала. Я наблюдал за этими дебатами не принимая в них участие и сейчас, хотел бы добавить несколько вещей, которых я не встречал где либо еще.
Во-первых, я думаю резонно начать с обзора позиции Морихэя Уэсибы на предмет оружия. Без детального рассмотрения исторической оценки этого предмета, позвольте мне привести несколько фактов. Так мы имеем документально подтверждённые факты, что в течении последних десяти лет, основное техническое влияния на Айкидо оказало Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Учитель Уэсибы, Сокаку Такэда, был мастером фехтования и знатоком оружия, потратившим многие годы своего образования на изучение различных видов оружия. Такэда всего лишь внедрил оружие в технику дзю дзюцу, как наиважнейший компонент его обучения воинским искусствам в те годы, когда ношение меча было запрещено законом. Будзюцу Такэды было всесторонне естественным и никак не могло рассматриваться, как ограниченное единство техник дзюдзюцу. Техники Дайто-рю были построены на принципах меча.
Другой факт: с 1942 и до конца 1950 гг., Морихэй Уэсиба потратил очень много времени в своем деревенском додзе в Ивама, на эксперименты развития айкикэн и айкидзё. Один из его основных студентов, того периода, Морихиро Сайто, был первоучастником-очевидцем этого процесса наполнения знаний и усилий основателя прослеживаемого в айкидо Сайто-Сэнсэя сегодня.
Один из критикующих голосов сегодня, против вышесказанного, звучит примерно таким образом: "О-Сэнсэй был просто любителем (поверхностным участником) в области оружия и никогда по настоящему не развивал эту часть тренировок в окончательном варианте, как тайдзюцу или технику пустых рук". Проблема данного взгляда в том, что этот период времени занимает примерно двадцать лет. Возможно, что это достаточный промежуток времени для опытного мастера в воинских искусствах, как Уэсиба для интеграции знаний о своем теле через технику. Вспомните, также, что в начале 1937 основатель предпринял конкретные шаги для выставления себя самого, как мастера классического базового оружия Касима Синто-рю в своем Кобукан додзе. Его клятва на крови даже оказалась зарегистрированным рекордом этой школы.
Дальше больше, я хотел бы обратить внимание на то, что множество терминов Айкидо заимствовано из кэндзюцу. Такие слова, как тэгатана, сёмэн ути, екомэн ути и сихонагэ в чистом виде отражают основу знаний фехтования. Таким же образом, основная характеристика техники движения тела в айкидо, ириминагэ, базируется на "тычковом" (колющем) движении и входе с мечем. Существует факт, что полная концепция ирими или входа заимствована из техники меча.
Давайте будем честны: изучение и практика оружия было долгое время страстью основателя. Те, кто предлагают другие варианты, игнорируют историю Айкидо, либо преследуют политические цели.
Это, однако, исторический факт, что основатель запретил практику кэн и дзё в Айкикай Хомбу Додзе, включая группы Сайто-Сэнсэя. Теперь обнаруженный факт, о чем я хотел бы рассказать сегодня! Это был сюрприз, что нынешнее Хомбу Додзе опубликовало заявление - я ссылаюсь на опубликованные толкования в Додзе-тё Моритеру Уэсибы и 8-го дана Масатаке Фудзиты - что тренировка с оружием не является частью Айкидо?
Ответ на данный вопрос включает или нет тренировочный процесс в Айкидо тренировки с оружием зависит от определения авторитета у которого вы консультируетесь. Нет универсально принятого соглашения о том, что же такое Айкидо, только техника или философия. Тем не менее, средний занимающийся, смотрит на своего обучающего инструктора, как на окончательного авторитета в изучаемом им предмете. Даже организация не может злоупотреблять этой точкой зрения. Так мы серьезно подошли к препятствиям, создаваемым группам работающим с оружием, которые были продемонстрированы в последнее время много раз.
Как иллюстрацию, позвольте показать организацию Айкикай Хомбу изнутри – особенно тех, кто официально занимает позицию исключения тренировок с оружием – такие, хорошо известные мастера, как Сёдзи Нисио, Нобиоси Тамура, Казуо Тиба и Мицунари Канай и множество других, включают йайдо в свой курс обучения. Никто не пытается помешать им делать это.
Из этого я заключаю, все споры сводятся к семантической игре слов. Невозможно дать удовлетворяющий ответ на вопрос об оружии и Айкидо, который бы убедил всех. Все аргументы в мире о достоинствах или недостатках таких тренировок не смогут изменить данный факт. Те кто персонально обучают защищая тренировки с оружием, или те кто придерживаются окончательного вывода, что тренировки с оружием несущественное приложение к технике тайдзюцу, будут продолжать соответствовать своим пристрастиям. Те, кто убежден, что тренировка с оружием это вред или неподходящее, неуместное занятие для их прогресса в тайдзюцу, выбросят оружие все вместе и унаследуют предубеждения оправдывающие их веру.
Последнее ли это слово по данному предмету? Я сомневаюсь в этом, но я надеюсь получить какие-либо новости в будущем для продолжения данного спора.
Стэнли Пранин (Генеральный редактор "Aiki Journal") Все права защищены.
Во-первых, я думаю резонно начать с обзора позиции Морихэя Уэсибы на предмет оружия. Без детального рассмотрения исторической оценки этого предмета, позвольте мне привести несколько фактов. Так мы имеем документально подтверждённые факты, что в течении последних десяти лет, основное техническое влияния на Айкидо оказало Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Учитель Уэсибы, Сокаку Такэда, был мастером фехтования и знатоком оружия, потратившим многие годы своего образования на изучение различных видов оружия. Такэда всего лишь внедрил оружие в технику дзю дзюцу, как наиважнейший компонент его обучения воинским искусствам в те годы, когда ношение меча было запрещено законом. Будзюцу Такэды было всесторонне естественным и никак не могло рассматриваться, как ограниченное единство техник дзюдзюцу. Техники Дайто-рю были построены на принципах меча.
Другой факт: с 1942 и до конца 1950 гг., Морихэй Уэсиба потратил очень много времени в своем деревенском додзе в Ивама, на эксперименты развития айкикэн и айкидзё. Один из его основных студентов, того периода, Морихиро Сайто, был первоучастником-очевидцем этого процесса наполнения знаний и усилий основателя прослеживаемого в айкидо Сайто-Сэнсэя сегодня.
Один из критикующих голосов сегодня, против вышесказанного, звучит примерно таким образом: "О-Сэнсэй был просто любителем (поверхностным участником) в области оружия и никогда по настоящему не развивал эту часть тренировок в окончательном варианте, как тайдзюцу или технику пустых рук". Проблема данного взгляда в том, что этот период времени занимает примерно двадцать лет. Возможно, что это достаточный промежуток времени для опытного мастера в воинских искусствах, как Уэсиба для интеграции знаний о своем теле через технику. Вспомните, также, что в начале 1937 основатель предпринял конкретные шаги для выставления себя самого, как мастера классического базового оружия Касима Синто-рю в своем Кобукан додзе. Его клятва на крови даже оказалась зарегистрированным рекордом этой школы.
Дальше больше, я хотел бы обратить внимание на то, что множество терминов Айкидо заимствовано из кэндзюцу. Такие слова, как тэгатана, сёмэн ути, екомэн ути и сихонагэ в чистом виде отражают основу знаний фехтования. Таким же образом, основная характеристика техники движения тела в айкидо, ириминагэ, базируется на "тычковом" (колющем) движении и входе с мечем. Существует факт, что полная концепция ирими или входа заимствована из техники меча.
Давайте будем честны: изучение и практика оружия было долгое время страстью основателя. Те, кто предлагают другие варианты, игнорируют историю Айкидо, либо преследуют политические цели.
Это, однако, исторический факт, что основатель запретил практику кэн и дзё в Айкикай Хомбу Додзе, включая группы Сайто-Сэнсэя. Теперь обнаруженный факт, о чем я хотел бы рассказать сегодня! Это был сюрприз, что нынешнее Хомбу Додзе опубликовало заявление - я ссылаюсь на опубликованные толкования в Додзе-тё Моритеру Уэсибы и 8-го дана Масатаке Фудзиты - что тренировка с оружием не является частью Айкидо?
Ответ на данный вопрос включает или нет тренировочный процесс в Айкидо тренировки с оружием зависит от определения авторитета у которого вы консультируетесь. Нет универсально принятого соглашения о том, что же такое Айкидо, только техника или философия. Тем не менее, средний занимающийся, смотрит на своего обучающего инструктора, как на окончательного авторитета в изучаемом им предмете. Даже организация не может злоупотреблять этой точкой зрения. Так мы серьезно подошли к препятствиям, создаваемым группам работающим с оружием, которые были продемонстрированы в последнее время много раз.
Как иллюстрацию, позвольте показать организацию Айкикай Хомбу изнутри – особенно тех, кто официально занимает позицию исключения тренировок с оружием – такие, хорошо известные мастера, как Сёдзи Нисио, Нобиоси Тамура, Казуо Тиба и Мицунари Канай и множество других, включают йайдо в свой курс обучения. Никто не пытается помешать им делать это.
Из этого я заключаю, все споры сводятся к семантической игре слов. Невозможно дать удовлетворяющий ответ на вопрос об оружии и Айкидо, который бы убедил всех. Все аргументы в мире о достоинствах или недостатках таких тренировок не смогут изменить данный факт. Те кто персонально обучают защищая тренировки с оружием, или те кто придерживаются окончательного вывода, что тренировки с оружием несущественное приложение к технике тайдзюцу, будут продолжать соответствовать своим пристрастиям. Те, кто убежден, что тренировка с оружием это вред или неподходящее, неуместное занятие для их прогресса в тайдзюцу, выбросят оружие все вместе и унаследуют предубеждения оправдывающие их веру.
Последнее ли это слово по данному предмету? Я сомневаюсь в этом, но я надеюсь получить какие-либо новости в будущем для продолжения данного спора.
Стэнли Пранин (Генеральный редактор "Aiki Journal") Все права защищены.