ЖИЗНЬ УЧИ-ДЭСИ В ИВАМА


ВНУТРИ И ОКОЛО ДОДЗЁ. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ. ЯПОНСКИЙ СЛОВАРЬ


Убедитесь, что вы знаете базу (кихон) в тайдзюцу и букиваза. Не отправляйтесь в Ивама до этого!


ПОДАРКИ:
Привезите подарки для Хитохиро Сэнсэя. Жены Сэнсэя ( Хизако-сан). Убедитесь, что у вас есть несколько маленьких подарков, чтобы подарить их в случае если вас пригласили к кому-нибудь домой или особым друзьям, с которыми вы подружитесь во время вашего пребывания. Футболки с символикой Айкидо являются хорошим подарком для тех друзей, которых вы повстречаете в Японии.

ОБРАЩЕНИЕ:
К Сайто Сэнсэю всегда следует обращаться “ ХИТОХИРО СЭНСЭЙ”. Оку-сан - “ОКУ-САН”. Также разговаривая с кем-либо еще об этих людях, будьте уверенны, что вы называете их вышеупомянутыми именами. Считается грубым обращаться к ним как: ”Сайто”, “Хитохиро”,

ЛИЧНЫЕ ИМЕНА:
Используйте приставку “сан”, обращаясь к людям, к примеру: Вам следует называть Накамура – “НАКАМУРА - САН”. Обычно японцы используют свои фамилии в повседневном общении и представляются примерно так: “НАКАМУРА ИЧО” где на первом месте фамилия, а на втором имя. В основном, вы называете Японцев вторым именем + сан. В случае, когда вы примерно одного возраста и у вас близкие дружеские отношения с человеком, тогда первое имя + сан может быть использовано. Также используйте “сан” после имен, когда говорите о человеке с другим человеком. ( Если вы хотите быть более точным, то людей принадлежащих к “вашей группе” как то членов вашего собственного додзё и т.п. не следует использовать “сан” ; к тем же, кто относится к группе вашего собеседника -”сан” используется! Сложно? Вот вам и Япония!

ВНУТРИ / СНАРУЖИ
Разберитесь в уровнях в Японии: земля считается грязной, и туфли снимаются, когда вы заходите на уровень выше, как в случае входа в дом, додзё и т.п. (Когда есть сомнения, посмотрите, стоят ли у двери туфли других людей, или спросите!) Тоже самое касается вещей , которые вы несете: сумки и другие предметы не следует ставить на землю, если вы собираетесь заносить их внутрь помещения. Найдите возвышающееся над землей место, как, например скамья и т.п. чтобы поставить туда ваши сумки, когда вы не держите их в руках. В Ивама додзё, непосредственно перед залом расположен большой плоский камень, который можно использовать для того, чтобы ставить на него свой багаж. Есть также скамейки перед додзё.

ВХОДЯ В ДОДЗЁ:
В Ивама Додзё один основной вход с деревянными ступенями, ведущими на татами - место тренировок. Этот вход только для Сайто Сэнсэя и особо Важных Гостей. Вы к ним не относитесь! Есть маленький вход, предназначенный для посетителей подобных нам. Не забудьте снять ваши туфли! Признаком хороших манер и соблюдения необходимых традиций является постановка ваших собственных и чужих туфель в порядке у “ генкан” (входа). Туфли следует ставить аккуратно парами в ряды, таким образом, чтобы носки были обращены в направлении от комнаты наружу. Эта традиция, пришедшая из древних времен, так как самураям нужно было покидать помещение насколько можно быстрее. Будет поступать так и в других домах, которые Вы можете посетить во время пребывания в Японии.

В ДОДЗЁ:
Входя в додзё не наступайте на деревянную ступеньку в дверях. Ступайте прямо на татами. Затем выполните правильный поклон. Следите за другими и повторяйте за ними. Не расхаживайте, практикуйте или падайте на специальные маты татами перед ками-сама (область в передней части зала). Это место только для Сэнсэя. Пожалуйста, обратите внимание, что специальная щетка для подметания этой части дома должна быть использована после тренировки, когда Вы наводите порядок в додзё, Обычно эту работу выполняет сэмпай додзё. Существует “содзи” (уборка) до и после каждой тренировки. Будь готов к уборке, как только сэмпай попросит об этом. Следите за тем, как выполняется уборка, и делайте то, что Вам говорят.

ТРЕНИРОВКИ В ЦЕЛОМ:
В процессе практики Вы столкнётесь с множеством различных интерпретаций того, чему Вас обучают. Каждый с кем Вы будете практиковать, будет иметь свой собственный способ. Держите ум открытым и следуйте пути, которому Вас учат в настоящий момент, не говоря: “я знаю лучше”. В японских додзё, обучение порой кажется иррациональным, особенно западным людям, привыкшим к систематической педагогике и “позитивному поощрению”. Техники, время от времени меняются, и каждый хочет, чтобы Вы выполняли именно “его” вариант техники, очевидно, что кто-то показывал Вам другой способ. Сосредоточьтесь не изучении пути, позднее Вы всегда можете решить является ли это, тем что Вы можете использовать или нет.

ОБУВЬ ДЛЯ ТРЕНИРОВОК ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ:
Нам нужна обувь для тренировок с оружием вне помещения. Сандалии не разрешаются, поскольку Ваши ноги испачкаются, и это будет равносильно тому, что Вы занимаетесь босиком, особенно если Вы собираетесь возвращаться в додзё. Имейте при себе обувь с резиновой подошвой или кроссовки, Вам они также понадобятся, чтобы носить их за пределами додзё.

ОДЕЖДА :
Вам понадобится лёгкая одежда на каждый день, такая как спортивный костюм для работы внутри, также как и для ношения вне помещения и в Ивама. Выполняя работу вне додзё, Сэнсэй предпочитает, когда ученики носят длинные брюки, даже летом. Много работы заключается в принесении веток, в том числе и таких, которые могут оставить много царапин на Ваших ногах, если Вы носите шорты. Также нужен комплект одежды на выход для вечеринок: рубашки с воротником (рубашка для поло/ с короткими рукавами для лета и с длинными рукавами для холодного времени года) и пара брюк (не джинсов) будет вполне достаточно для большинства случаев. Также нужна пара презентабельных туфель. Не сандалий!

ПОВЕДЕНИЕ:
Ваше поведение отразится на людях, рекомендовавших Вас Сайто Сэнсэю. Вам следует очень заботиться о своём поведении всё время. Существуют правила в додзё, которые Вам объяснят. Вы должны смириться с ними, даже если Вы с ними не согласны.

РАБОТА В ДОДЗЁ:
В качестве учи дэси, ожидается, что Вы будете выполнять работу по дому каждый день. Эти задания будут предписаны для Вас сэмпаями додзё (человек в додзё, находящийся там дольше других). Вам следует выполнять любую предложенную Вам работу с позитивным настроением, даже если она заключается в уборке туалетов! Дежурство по кухне называется Тобан. Когда Вы отправляетесь в Ивама додзё, Вас попросят принять участие в работе по кухне с другими учидэси. Лидеры клубов, старшие инструктора и учен6ики одинаково участвуют в работе в порядке очереди. Обычно кто-то ещё составляет Вам компанию. Тобан рассчитан на целый день. Если Вы что-то должны сделать в выпавший Вам день, Вы можете попросить кого-либо ещё сменить Вас. Тобан включает приготовление завтрака, покупки для ленча и обеда, приготовление пищи, накрывание на стол и уборка посуды. Обычно другие помогают в уборке и мытье посуды, но фактически за это отвечают дежурные. Будьте готовы к приготовлению полезной недорогой пищи из продуктов, которые можно купить неподалеку. В Ивама достаточно много хорошо снабжаемых супермаркетов и продавцов недорогих овощей и фруктов. Вы можете ожидать, что в любое время в Ивама проживает от 5 до 15 учидэси. Деньги на питание: проверьте, сколько Вам нужно на неделю, и платите точно. В свободное от работы время, предполагается, что Вы будете тренировать свою наблюдательность, с тем, чтобы находить, что бы Вы могли сделать ещё сами. Спросите сэмпая вашего додзё, но постарайтесь сами проявлять инициативу с тем, чтобы довести работу до конца. Если Вы заметите, что что-либо должно быть восстановлено, прибрано или починено, сделайте это!

В ДОДЗЁ, В ОБЩЕМ:
В Японии энергия очень дорогая. Привыкайте выключать свет, когда в нём нет необходимости или когда Вы выходите из комнаты. Не забывайте также закрывать за собой дверь. Следите за тем, как поступают те, кто знает, как поступать в додзё и следуйте им.

КЕЙКО ГИ:
Чаше стирайте ваше кэйко ги - после каждой тренировки, если Вы сильно потеете. Японцы чувствительны к запахам тела ( а многие западные люди нет - особенно к своим собственным) Принимайте душ каждый день, и пользуйтесь холодной водой как можно больше, если это холодное время года, используйте тёплую воду бережно.

РАСХОДЫ:
Если запланировано дополнительное занятие с Сэнсэем Вам не следует отказываться от них под предлогом отсутствия денег. Будьте готовы к дополнительным расходам во время Вашего пребывания в додзё.

ЯПОНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ТРЕНИРОВКИ БУДО:
Япония представляет собой общество, основанное на отношениях учитель- ученик. Роль иерархии должно понимать и уважать. Сэмпай (старший), кохай (младший). Вне зависимости от того, какой у Вас уровень, и как долго Вы обучались Будо, Вы начнёте, как кохай. С сэмпаем следует консультироваться во всём, что касается додзё. Поступая, таким образом, Вы добьётесь уважения и одобрения. Знайте, что бы Вы ни сделали, это скажется на отношении к иностранцам вообще. Скромное отношение подарит Вам будущее. Японское общество устроено по вертикали. Это означает, что в школах, учреждениях и практически в любой ситуации, где собралась для какой-либо цели, группа людей, сэмпай или сэнсэй время от времени может резко обращаться к кохай. Особенно, когда нужно выполнять задание или в ситуации обучения Вы обнаружите, что это имеет место. Японцы не считают тот факт, что вас отчитал сэмпай (старший) или сэнсэй, обидным. Очень полезно держать это в уме во время визита. Во время тренировки Вас могут вызвать, чтобы Вы продемонстрировали свои ошибки. Может статься, что Вас отчитают по полной программе! Будьте готовы к этому. В этом нет ничего личного. Другие могут учиться на ваших ошибках, так что такие не очень приятные ситуации используются, как средства обучения. Такой акцент на Ваших ошибках делается с тем, чтобы улучшить Вашу технику, именно для этого Вы и едете в Ивама. Когда Сэнсэй бранит Вас за технические ошибки, это не потому, что Вы ему не понравились. Это чисто технический вопрос. (Если же Вы так и будете делать одни и те же ошибки, то тогда это может стать больше, чем техническим вопросом!)

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ УЧИ ДЭСИ:
Как учи дэси, предполагается, что Вы будете находиться в непосредственной близости от зала. Если Вы хотите отлучиться куда-нибудь, обязательно спросите разрешения у вашего сэмпая. Объясните, куда Вы собираетесь и когда Вы вернётесь. Также убедитесь, что нет работы или других планов, ПРЕЖДЕ чем уходить. Считается правилом хорошего тона, участие в детских занятиях утром по воскресениям после полудня, даже не взирая на то, что они факультативные. Если Сайто Сэнсэй ведёт детские занятия, посещение обязательно. Если у Вас есть особые планы поездок, или Вас пригласили в гости, Вы можете пропустить занятия, но обязательно предупредить сэмпая додзе, а также Сэнсэя заблаговременно о Ваших планах. В течение дня, если позволяет время, если хотите, можно вздремнуть, это можно сделать в месте предназначенном для учидэси. ( Старая комната О-Сэнсэя, относится к таким помещениям как: Тиисай сёкудо.) Не спите вне помещения. В тёплое время года, будьте внимательны, если решите загорать вблизи додзё: наденьте рубашку в присутствии Хитохиро Сэнсэя, Оку-сан или других японцев.

СОН В ДОДЗЁ:
Когда раскладываете матрасы для сна в додзё, кладите их аккуратно в ряды. Не ложитесь ногами в сторону ками-сама. Утром, просыпаясь, тат же вставайте с постели. Не валяйтесь. Постельные принадлежности тщательно складываются и убираются сразу после подъёма. Существует определённый способ складывания постельных принадлежностей также как и специальное место для этого. Спросите сэмпая додзё и убедитесь, что всегда складываете всё в точности как показано.

ПОКИДАЯ ДОДЗЁ
Важно: Когда Ваше пребывание в додзё завершено, в качестве подарка положите деньги в специальный конверт и положите на ками-сама. Конверт можно купить, спросите у сэмпая додзё какой именно. Спросите также о том, какая должна быть сумма, это зависит от того, как долго Вы оставались в додзё. Также перед отъездом, на ками-сама ставится бутылка саке, две- если Вы оставались долгое время. Снова спросите сэмпая о том, что следует написать на конверте.

ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ И ТРАДИЦИИ ЕДЫ:
Не начинайте есть пока кто-либо (в додзё сэмпай: в доме хозяин или хозяйка) не скажет: “Итадакимас” - устоявшееся выражение, используемое перед едой: “ Я принимаю с благодарностью эту еду” и все кланяются и повторяют то же самое.

Никогда не втыкайте свои палочки для еды (хаcи) первыми в рис в Вашей чашке для риса и не оставляйте их там. Это делается только в Буддийской похоронной традиции!

Никогда не передавайте еду другому человеку палочки к палочкам. Это также похоронный ритуал. Если Вы хотите передать что-либо из своих палочек для еды, тогда положите это на тарелку или, если необходимо, в руку того, кому Вы передаёте пищу.

Не берите еду с сервировочного блюда Вашими палочками для еды (они уже побывали во рту!). Только в том случае если то, что Вы берёте с блюда лежит отдельными кусочками, так чтобы Вы не касались другой пищи своими палочками. Если необходимо, когда на тарелке, с которой Вы хотите взять пищу нет сервировочных палочек, Вы можете развернуть Ваши собственные палочки для еды другой стороной и использовать края, которые не были у Вас во рту, для того, чтобы взять ими пищу. Это традиционно принятые хорошие манеры.

Не указывайте палочками для еды. Если Вы используете “вари баси” (одноразовые палочки), не полируйте их, потирая их одна о другую, когда достанете из пакета, даже если вы видите, что кто-то из Японцев делает это. Это не считается приличным.

Не двигайте блюда вокруг Вас палочками для еды.

Ешьте с закрытым ртом, даже если другие за столом не делают этого!

Когда едите лапшу: в супе или в любом другом виде, является нормальным издавать чавкающие звуки.

Это общепринятая норма приличия, но только касательно еды лапши!

Берите лишь столько, сколько сможете съесть. Попробуйте всё, что вам предлагается, по крайней мере, на вкус.

Оставлять еду, является излишней тратой (муда) и большим НЕТ. НЕТ в Японии. (как впрочем и во многих других странах!).

Не добавляйте соевый соус или что-либо ещё в рис в Вашей чашке. Если рис заправлен соусом, то он кладётся в большую чашку и сервируется ложкой. Белый рис должен оставаться белым, когда он сервируется в рисовую чашку!

Вам всегда следует доедать свою порцию риса, вплоть до последнего зёрнышка.

Как бы то ни было, так принято, можете ли Вы это уяснить? “муда!”

Принимая пищу с Сэнсэем или другими, являющимися вашими сэмпаями, Вам не следует заканчивать еду до того, как это сделают остальные. Ешьте так, чтобы завершить приём пищи с остальными. ( Авасэ!)

Заканчивая приём пищи, все кланяются и говорят: “Готисо Сама Дэсьта”. Это означает : “Спасибо Вам за угощение” и всегда произносится после еды!

Важно! В Японии, следует любой ценой избегать сморкания, когда люди едят.

( фактически это соответствует традициям большинства других стран). Если Вы не хотите увидеть, как можно быстро очистить комнату от японцев, выйдите из комнаты, если хотите высморкаться.

ПИТЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ:
Обычной традицией во время выпивки в Японии является наполнение стаканов других прежде, чем Вы наполните свой собственный. Обычно, когда Вы начинаете наполнять Ваш стакан, кто-то берёт у Вас бутылку и предлагает Вам наполнить Ваш стакан, всегда поднимают свой стакан, чтобы получить выпивку, и следует всегда выпить немного, чтобы освободить место в Вашем стакане. Недавно в Ивама додзё Сэнсэй считал обязательным, чтобы люди наливали сами себе, в противовес обычной Японской традиции. Помните об этом. Причиной для этого служит то, что Сэнсэй не хочет, чтобы людей принуждали, пить больше, чем они того хотят.

ОБЩИЕ ТРАДИЦИИ В ЯПОНИИ:
Японцы часто приглашают Вас. Это не всегда то чем кажется. Часто это является идеей, что они хотели бы что-то сделать для Вас, жест указывающий на их намерения, вот, что важно. Когда Вас пригласили, подождите чтобы убедиться, что человек сделает шаг к фактической реализации своих планов, к примеру, спрашивая, когда для этого лучшее время и т.п. Не настаивайте на реализации приглашения. Всегда приносите с собой какую-нибудь мелочь, как говорилось выше, когда Вы приглашены, к кому-либо домой.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ:
Даже несмотря на то, что это основные правила в Ивама. Они должны рассматриваться, основное направление. Всё меняется, так что сохраняйте бдительность и практикуйте Авасэ всё время, УДАЧИ!!!


Инструкция для Утидэси.


1. Утидэси никогда не забывают о равенстве всех Утидэси.
2. Утидэси не причиняют неприятность друг другу.
3. Тот Утидэси, который использует грубую речь, эгоцентричен или ведет себя злобно, должен немедленно стать Сото дэси.
4. Все Утидэси участвуют в уборке и другой работе совместно с положительным настроем.
5. Тот Утидэси, который причиняет неприятность как описано выше или другим способом должен немедленно стать Сото дэси.

Я обещаю, что я буду следовать этой инструкции, как Утидэси.