СЮРИКЭН ДЗЮЦУ


Техника сюрикэн дзюцу в Ивама-рю Такэмусу Айкидо, берёт своё начало в школе Негиси-рю Сюрикэн дзюцу. Сайто Морихиро Сэнсэй изучал и имел мокуроку в этом будзюцу. В настоящее время эта техника передаётся в комплексе с Буки-ваза (Айкикэн и Айкидзё) его сыном и наследником по линии Ивама-рю Сайто Хитохиро Сэнсэем в Ибараги Айки Сюрэн Додзё (Ибараги-кен, Ивама мати, Ёсиока).


Сайто Хитохиро Сэнсэй выполняет Мандзи-но-ката Ивама-рю Сюрикэндзюцу


Негиси-рю
Школа Негиси-рю была основана Негиси Нобунори Сёрэй, наследник Дзёсю Аннака, в течение последних дней Сёгуната Токугава. Негиси стал дэси у Кайхо Ханпэй, второй Сокэ школы Хокусин Итто-рю кэндзюцу. Позже он изучал другие школы, типа Араки-рю и копьё Осима-рю, в результате он стал главой Кайхо-рю, и позже преподавал в течение нескольких лет. Когда Реставрация Мэйдзи упразднила ношение мечей, он стал фермером, и скончался в 1904 году.
Основная форма клинка в Негиси-рю - снаряд в форме пера, которое имеет расширенную головку и стержень, по форме напоминает тонкую бомбу. (См. рис. 5) Они весят около 50 гр., и иногда имеют кисточку из волос или ваты, прикреплённую к стержню, для баланса веса при полёте.




Рис. 1. Сюрикэн в Негиси-рю Сюрикэны в Ивама-рю

Хват подобен способу Негиси-рю, остриё направленно от себя (См. рис.2)


Рис. 2. Хват Сюрикэна Тёку-да в Негиси-рю Хват сюрикэна в Ивама-рю

Тактическое преимущество сюрикэна это сравнительно небольшой размер и способность быстрого и неожиданного применения, который позволяет, используя одну руку, неожиданно атаковать отдалённую мишень. Практика, позволит развить большую точность попаданий, что даст вам тактическое преимущество. Способность на мгновение отключить нападавшего, который может находиться в 3 - 15 шагах, дает мгновение драгоценного времени. За этот промежуток, вы можете собраться с мыслями и переместиться в более выгодную позицию.

Принципы броска
Сюрикэн можно кидать различными способами, в зависимости от школы. В Ивама-рю применяется так называемый "прямой хват" - техника дзюкида-хо или чёку-да. Этот метод используется в Негиси-рю (См. рис. 3, ниже)


Рис. 3. " Прямой хват " (чёку-да)

Дистанция
Методика Негиси-рю сложна, так как мы имеем дела с «прямым хватом». И его осваивание более трудоёмко по сравнению с «обратным хватом» (икайтэн-да) в Сираи-рю. Для того, чтобы освоить различные виды дистанций, необходимо практиковать весьма строго, точно с многократным количеством повторений ката, иначе хорошая атака противника будет невозможна. Обучение начинается с дистанции в 1 шаг. Необходимое минимальное время индивидуальной практики приблизительно 2 недели. После 2-х недель, следующая дистанция.

Корректировка дистанции
При корректировке дистанции необходимы манипуляции кистью руки.
1. Наклон тела "Когда вы в стоите близко к мишени, необходимо отклониться назад на броске. Когда далеко, наклониться вперед".
2. Синхронизация выпуска " Для близко расположеных противников, выпускайте кринок позже, для отдаленных противников ранее ".
Так, когда вы стоите близко к мишени, сюрикэн имеет меньшее количество времени для того, чтобы отклониться в полете, сюрикэн летить горизонтально и кисть ладони не вращается (см. рис. 4). Когда дистанция меняется, сюрикэн необходимо “выравнивать”, для этого примениятся изменение положения кисти. (См. рис. 4-6)



Рис. 4. Поздний выпуск без вращения ладони, для близкой мишени.


Рис. 5. Середний выпуск для среднего диапазона мишени.


Рис. 6. Наклон ладони для отдаленно находящийся мишени.

3. Вращение ладони "Горизонтальная ладонь для дальних бросков, вертикальная ладонь для более близких бросков".
Положение кисти руки очень важно для сохранения правильной траектории броска. Мало того, что клинок должен быть захвачен слегка, как если бы вы ”держали яйцо ласточки”, рука должна обеспечить чистое, гладкое отсоединение (называемое ханарэ) от руки.

Мишень
В основном используются циновки “татами”. Иногда не твёрдые породы дерева, чтобы не повредить сюрикэн.
Сюрикэн может проникать в мишень различным способом, но идеальное проникновение это максимальное утопление клинка в “теле мишени”. А это возможно, только при выполнении правельного броска. Это дает максимальную силу атаки. Если лезвие при полёте отклонено, качается или летит боком, клинок проникнет слабо или вовсе отлетит от мишени.


Рис. 7. "Живое" и "Мертвое" проникновение

Эта иллюстрация показывает ряд возможных углов проникновения клинка, идеальным считается горизонтальное расположение клинка, то-есть горизонтальная траектория полёта сюрикэна. Любой угол кроме B, не позволяет сюрикэну проникнуть в мишень достаточно.
Варианты А и В наиболее приемлимы и называются “живой атакой”, так как сюрикэн набирает силу удара.
Варианты C и D названы "мертвой атакой" потому что в настоящее время сила удара теряется, так как сюрикэн находится в фазе подения (на излёте), что уменьшает проникновение в мишень.

Бросок
Само собой разумеется, бросок - наиболее важный аспект искусства. Все школы и методы подчеркивают важность "формы" (ката) при броске, это не только вопрос броска клинка в мишень. Соблюдение формы броска абсолютно необходимо для достижения правильного баланса тела, точности и тактически правельного и сбалансированного поведения будока в бою.
В броске сюрикэна, имеются две основы, которые затрагивают результат броска; это дистанция и сам бросок. Дистанция дело случая и она диктует способ и вид техники применяемой в той или иной ситуации. Степень вариабильности в броске может быть освоина благодаря практике и в результате становится константой. Когда бросок становится интуитивным, смена дистанции не так важна.
В сюрикэн-дзюцу для того, чтобы бросок был мастерски точным, необходима постоянная практика базовой формы, не изменяя содержание. Иначе освоение различных видов дистанций будет невозможно. Далее возможно изменение формы, или Хэнка(вариации).

Дыхание
Дыхание очень важно для броска, необходимо скоординировать дыхание с физическими движениями тела при выполнении техники, чтобы движения стали естественными и эффективными. Из-за физиологии тела, мощность не может быть сгенерирована так эффективно на "вдохе", как это возможно на "выдохе". Поэтому бросок совершаетсяв фазе выдоха.

Наблюдение и оценка удара

В конце каждого броска имеется момент неподвижности. В этот момент, нужно поддержывать состояние дзансин или готовности и наблюдения. Вы очениваете точность броска, концентрация до и после это важно. Иными словами, бросок на каждой отдельно взятой дистанции имеет свой набор чувственных ощущений (кимоти) и их необходимо звпомнить, тк как только чувства(моторные рефрексы) действины в бою.

Основная Форма, Манзи-но ката

Метод изучения броска во всех школах одинаков. Это прогрессия от базовой форма к более сложным ката. Основная форма называется Мандзи-но ката и практикуется в течение первых 6 месяцев без сюрикэна. Это - простой набор из 8 движений, которые формируют сущность техники дроска и нельзя пренебрегать этим видом практики. Причина, по которой мы не практикуем сразу с клинком заключается в том, что в бою, более важны интуитивно наработанные движения тела (моторика) и абсолютно противопоказано интеликтуальное осмысление ситуации.
Для любого броска, имеются несколько шагов, которые необходимо пройти для того, чтобы освоить точное выполнение ката. Даже при том, что формы очень точны и на первый взгляд много движений кажутся лишними. Именно такая форма позволит работать вашим бедрам и всему телу слитно, какбы выполняя бросок всем телом, в отличае от броска одной лишь.