ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ИВАМА АЙКИДО
Техники Айкидо развиваются от базового (Кихон), к более сложным техническим приёмам, и в Тайдзюцу (техники тела) и в Букиваза (техники оружия). В то время, как набор технических приёмов, вероятно не столь обширен, как скажем программа Дайто-рю Айки Дзюдзюцу или других Kорю будзюцу, Ивама Айкидо сохраняет большое количество техник, из так называемого «старого набора», по сравнению с другими стилями Айкидо.
Техники разделены на три основных группы, Аики Тай-Дзюцу (техники, или пустой руки), Айки Кэн-Дзюцу (техники меча) и Айки Дзё-Дзюцу (техники палки). Эти три главных группы техник взаимосвязаны между собой, через творческую концепцию Риай, которую разработал О-Сэнсэй, в течение периода Ивама. Имеется также, ряд дополнительных групп техник, типа Tанто-дори (отнимание ножа), и Tэнугуи ваза (техники с ручным полотенцем), оба раздела включены тай-дзюцу, Дзюкэн-дори (отнимание винтовки со штыком), которые изучаются в пределах программы Айки Дзё-Дзюцу, и Сюрикэн Дзюцу (метание клинков), которое преподавалось отдельно для утидэси Сайто Сэнсэя и вероятно не относятся к концепции Риай О-Сэнсэя. И наконец, имеется набор движений, которые выходят за рамки классификации вышеупомянутых групп, но которые являются необходимыми для всех, это – ежедневно практикуемые движения типа вращений и т.д, которые из-за отсутствия лучшего термина, я называю Кёцу ваза, общие техники, доступные всем.
1. Айки Тай-дзюцу
Метод Классификации 1.
Этот метод классификации, показывает развитие атаки и защиты, в порядке возрастания технической трудности, которые описывают каждый шаг движения: нападения / защиты.
Техники распределены согласно следующей классификации:
А) Положение,
Б) Направление Атаки,
В) Тип Атаки,
Г) Выполняемая Техника,
Д) Направление Защиты,
Е) Завершающая техника,
Ж) Техники перемещений. Много комбинаций, в пределах этих классификаций не возможны, из-за характера движений некоторых техник, однако этот набор классификации объединяет более чем 1,000 техник.
А) Положение – есть 3 возможных комбинации положений, которые нападающий и защищающийся могут принимать:
1) Сувари Ваза - оба в положении сидя
2) Ханми Хандати - Нагэ сидит, Укэ стоит
3) Тати Ваза - оба стоят
Сувари Ваза, нами рассматривается, как основное обучение, потому, что этот набор техник развивает основные принципы движения тела, в то время, а так же тренирует бедра и мышцы тела. Несмотря на то, что эти техники трудно выполнимы, по сравнению с Тати Ваза, они преподаются сначала, чтобы выработать правильные принципы движения тела, на ранних этапах практики.
Б) Направление Атаки - два возможных направления, из которых возможно нападение.
1) Mаэ Ваза – фронтальные атаки (включая боковые)
2) Усиро Ваза – атаки с тыла
Хотя техники Усиро Ваза - по существу повторение всех фронтальных атак, они расценивается, как более продвинутый этап практики, из-за сложности выполнения техник, от атаки сзади. Нападения с фланга, то есть со стороны, могут быть адаптированы к фронтальным атакам, так как для этого достаточно просто повернуть тело. Они все (атаки с фланга и с тыла) сгруппированы вместе, потому, что противник находится в поле зрения, принимая во внимание, что нападая с тыла - противник вне поля зрения, а так же дополнены боковыми атаками.
В) Тип Нападения - 24 различных вида атаки, на которых основан более полный диапазон возможных нападений.
01. Сёмэн-ути – ладонь атакует по центральной линии, в лоб
02. Сёмэн-утикоми ~ - решительный секущий удар сверху
03. Ёкомэн-ути – секущий удар ребром ладони сбоку
04. Кататэ-дори – разноимённый захват одной рукой за запястье
05. Содэ-дори – захват за рукав поверх локтя
06. Содэ-гути-дори – захват за отворот рукава снизу
07. Kата-дори - захват за плече
08. Mуна-дори - захват за отворот кэйкоги, в районе груди
09. Kоса-дори – одноимённый захват за запястье, одной рукой
10. Цуки – удар кулаком по центральной линии
11. Риотэ-дори – захват обеих запястий противника, двумя руками
12. Рио-содэ-дори – захват обеих локтей, двумя руками
13. Рио-ката-дори – захват обеих плеч, двумя руками
14. Рио-муна-дори – удушающий захват двумя руками за отворот кэйкоги, в районе груди
15. Mоротэ-дори – захват двумя руками за одну руку
16. Kата-дори/сёмэн-ути (или цуки) – захват за плечо, и удар другой рукой
17. Mуна-дори / сёмэн-ути (или цуки) – захват за грудь и удар другой рукой
18. Усиро-эри-дори – захват за отворот кэйкоги сзади, одной рукой
19. Усиро-рио-ката-дори - захват сзади, двумя руками, за оба плеча
20. Усиро-риотэ-дори – захват сзади, за оба запястья, двумя руками
21. Усиро-эри/кататэ-дори – захват сзади за отворот кэйкоги и запястье руки
22. Усиро-кататэ-муна-дори – захват сзади за запястье / и отворот кэйкоги в районе груди
23. Ни-нин / сан-нин гакэ - два и более нападающих
24. Гери ваза – техника ударов ногами
Эти нападения перечислены в порядке возрастающей трудности, а также, в порядке основных принципов, передаваемых через обучение подобных атак. Этими атаками, не исчерпывается весь возможный спектр нападений, однако, эти 24 атаки определяют полный диапазон возможных движений противника, с которыми может сталкиваться Aйкидо-ка, согласно принципам «Такэмусу Айки».
Г) Выполняемая Техника - 6 основных техник, далее 4 техники, расцениваются, как вариации этих техник, и 3 техники, расцениваются, как специализированные техники.
01) Иккё -Роккё – с 1-го по 6-ой контроли
02) Сихо Нагэ – бросок на четыре стороны
03) Kотэ-гаэси - выворачивание запястья
04) Ирими Нагэ - бросок встречным входом
05) Kокю Нагэ – бросок силой дыхания
06) Kоси Нагэ – бросок через бедро
Иккё - Роккё относится, ко всему спектру техник контроля: Иккё, Никё, Санкё, Ёнкё, Гокё и Роккё, которые расставлены в порядке технической сложности. Роккё был ранее, отмечался, как отдельная техника: «Хидзи-киме осае», но теперь, кажется, рассматривается, как прогрессия от Иккё. Следующие техники, имеют их собственную классификацию, но технически расцениваются, как вариациями вышеупомянутых техник
07) Kайтэн Нагэ – бросок вращением (вариация санкё)
08) Tэнти Нагэ - "бросок неба и земли" (смесь ирими и кокю нагэ)
09) Гансэки Отоси – ”бросок через скалу” (вариация ирими нагэ)
10) Суми Отоси – угловой бросок (вариация кокю нагэ)
11) Дзюдзи Нагэ – крестообразный бросок или перекрестный бросок (специальная техника)
12) Kуби Нагэ – бросок за шею (специальная техника)
13) Aйки Нагэ – бросок с энергией (специальная техника)
Д) Направление Защиты – два возможных направления, куда защищающийся может двигаться.
1) Oмотэ - вход по касательной к линии нападения спереди
2) Ура – перераспределение силы атаки противника, с заходом за спину.
Этот аспект, определяет направление движения защищающегося, против нападающего, в соответствии с характером движений атакующего. Oмотэ и Ура одинаково важны, подобно двум сторонам одной монеты.
Е) Завершающая Техника – 4 вида техник.
1) Нуке ваза – вход или уход
2) Aтэми ваза – удар
3) Нагэ ваза – бросок
4) Kатамэ ваза или Oсаэ ваза - удержание или контроль
Эти методы завершения техники, перечислены в порядке возрастающей трудности, однако - Нагэ и Kатамэ, более часто практикуются, так как считаются классическими. В то время, как Нуке и Aтэми, рассматриваются, как прикладные техники. Чтобы делать вопрос более ясным, название техники, может быть собранно следующим образом: как отмечено в диаграмме ниже.
Ж) Техники перемещений
1. Сикко - перемещение на коленях
2. Тай-сабаки – перемещение в ханми
Например, чтобы классифицировать технику, где вы атакованы спереди, захватом за запястье, и вы выполняет бросок на 4 стороны, заканчивающимся контролем противника, вы находитесь в положении на коленях, противник стоит, техника в таком случае называлась бы : «Mаэ Ханми Хандати Кататэ-дори СихоНагэ, катамэ». Если бы техника, была выполнена, как пример жесткой практики, (см. ниже), то вы прибавили бы «кихон» в конце.
Методы Классификации 2.
Этот метод классификации, распределяет вышеупомянутые техники, согласно типу преподаваемых принципов. Некоторые из вышеупомянутых методик, могут быть расценены, как практика основных принципов, в то время как остальные применяются при специальных обстоятельствах. Все выше перечисленные техники, могут быть определенны, в терминах одного из этих методов обучения.
1) Kихон Ваза - основные техники
2) Хэнка Ваза - вариации основных техник
3) Oё Ваза - прикладные техники
4) Сутэми Ваза – техники самопожертвования
5) Ки-но нагарэ ваза – «текучие техники»
6) Ки-но мусуби ваза – «техники слияния»
7) Канрэн-ваза – комбинирование приёмов
8) Kаэси Ваза – контрприёмы
9) Ико Ваза - набор техник, чтобы иметь дело с контрприёмами
10) Рандори, Дзию Ваза – свободное применение техник.
Эти техники перечислены в порядке возрастающей трудности и сложности, которая является совместимой с увеличивающейся глубиной постижения воинских принципов.
Принципы, на которых можно сделать упор, изучая технику.
1. Кокю – делается акцент, на придание технике мощных движений, за счёт сбалансированной работы бедер и силы дыхания.
2. Авасэ – делается акцент, на способность согласовать ваши движения с действиями нападающего.
3. Ирими – делается акцент, на способность «входить», когда видим «суки» (бреши в оборорне противника).
4. Тэнкан – делается акцент, на развитие навыка «поворота», когда противник применяет давящее усилие.
Метод Классификации 3.
Этот метод классификации, определяет уровень интенсивности, в плане применения физической силы (тай-тикара), силы дыхания и бёдер (кокю-тикара) и т.д.
1) Ko Tай – «жесткое тело» или твердый тип практики
2) Дзю Tай – «гибкое тело» или мягкий тип практики
3) Рю Tай – «текучее тело»
4) Kи Tай – «энергичное тело»
Ko Tай и Дзю Tай, более известны, как «Kихон» и «Kи-но нагарэ» соответственно, в то время, как Рю Tай и Ки Тай сгруппированы вместе, чтобы сформировать то, что известно как «Kи-мусуби». Различие между Рю Tай и Ки Тай, однако существенны, несмотря на то, что Ки Тай выполняются с теми же самыми физическими движениями, что и в Рю Тай, но с более ярко выраженным ментальным акцентом, который граничит с полным предупреждением атаки.
2. Aики Кэн Дзюцу.
01) Кэн Субури – 7техник – основные удары меча, совмещенные с движениями ног, из Кэн-но Камаэ, начинающийся с правой Ханми
02) Субури Авасэ - 7 техник, как выше, но вместе с партнером
03) Хаппо Гири – 5 техник – удары в 8 направлениях, выполненных из Кэн-но Камаэ
04) Кэн Авасэ - 7 техник – «меч, сливающийся с противником», несколько вариаций
05) Kи-Мусуби-но Тати - 1 техника - в 3 шага копирует Авасэ, и относится к Куми-тати)
06) Kуми-тати - 25 техник, с партнером, 5 кихонов, в каждом по 2 вариации с мечом и 2 вариации Тати Дори
07) Tати-дори - 10 техник – разоружение противника вооруженного мечом
08) Kэн / Тай Дзюцу-но Риай – 10 техник, с 2 партнерами, показывающие отношения между мечом и движением тела
09) Tанрэн Ути - дополнительное обучение, практика ударов мечем по макиваре
10) Субурито Кэйко - дополнительное обучение с тяжелым мечом
3. Aйки Дзё Дзюцу
01) Дзё Субури - 20 техник, основные удары и блоки
02) Року-но Дзё - 3 техники, 6 комбинаций шагов субури, который выполняется в 4 шага, с вариациями
03) Tэнкан Ваза - 6 техник, на 180 и 360 градусов, движения поворота, основанные на субури
04) Сандзюити-но Дзё – ката в 31 шаг
05) Дзюсан-но Дзё – ката в 13 шагов
06) Дзё Авасэ - 8 техник, слияния с партнером
07) Kуми-Дзё – 10 техник, прикладные методы с партнером
08) Сандзюити-но Куми-Дзё – практика ката в 31движение, с партнёром (ката бункай)
09) Дзюсан-но Дзё Авасэ - практика ката в 13 движений, с партнёром (ката бункай)
10) Дзё Дори - 11 техник, разоружение противника вооруженного дзё
11) Дзё / Tай Дзюцу-но Риай, или Дзё Нагэ - 10 техник, броски нападающего, который захватил ваш Дзё
12) «Кэн Дзё-но Риай» (или Кэн-Tай Дзё) - 10 техник, защита Дзё против Кэн
4. Tанто Дори
a) Tанто Дори – 10 техник, разоружение противника вооруженного ножом, основанный на Tай-дзюцу
5. Tэнугуи Ваза
Эти техники используют традиционное японское хлопчатобумажное полотенце (тэнугуи), выполняется захват руки нападающего и бросок. Они основаны, на движениях Тайдзюцу, и выполняются редко, обычно в пределах внутри школьной Демонстрации. Возможно, что они произошли от Манрики-Гусари (техники боя короткой цепью) или Ходзё-Дзюцу (искусство связывания противника) Будзюцу 19-ого столетия и ранее.
6. Дзюкэн Дори
Это – довоенные техники разоружения противника, вооруженного винтовкой со штыком, которые Основатель изучал и преподавал, в армии. Они вошли в программу Дзё-Дзюцу, и все еще появляются в Демонстрациях.
7. Сюрикэн Дзюцу
В то время как О-Сэнсэй, как известно, не обучал и даже не упоминал Сюрикэн Дзюцу, преподаватель Основателя Сокаку Такэда и Морихиро Сайто Сэнсэй были мастерами этого искусства, Нэгиси-рю Сюрикэн Дзюцу. Сайто Сэнсэй, преподавал Сюрикэн, только Утидэси, и после того, как они подписали «кеппан» или клятву искренности.
8. Kёцу Ваза
Это не техники, но эти движения должны практиковаться, чтобы Дэси привыкали к безопасной, интенсивной практике и жизни, в традиционном японском додзё. Kёцу- «доступные всем» и относится к понятию здравого смысла, то есть то, что нужно знать когда вы находитесь в додзё.
a) Сикко - перемещение на коленях
b) Укэми – падения и страховки (например: высокая страховка - Тобу-укэми)
c) Oсодзи – уборка и отчистка
d) Рэй – Этикет
9. Kудэн
Kудэн - устное обучение и мемуары О-Сэнсэя, за его почти 70-летнюю воинскую практику. Они состоят, из каллиграфии, поэм, устных наставлений и мемуаров, которые содержат ценную информацию и подробности, относительно дальнейшей индивидуальной практики воинского искусства, которое нам завещал Основатель. Они не были собраны в каком-то одном месте, а скорее, распространялись по частным коллекциям, и воспроизведены в публикациях, практикуются в некоторых додзё, по всему миру. Кудэн, держится в памяти личных учеников О-Сэнсэя, и их Дэси.