Оружие в Айкидо


Один из фундаментальных принципов стиля Ивама Айкидо – это концепция РИАЙ, которую разработал О-Сэнсэй и была передана Сайто Сэнсэю в более поздние годы его жизни в Ивама. Риай включает комплексный подход к обучению в трех творческих воинских системах; Тайдзюцу, Айки-кэн, и Айки-дзё, каждая из которых, является неотъемлемой частью ядра основных принципов в движениях тела. Практика и философия, были развиты и хорошо подогнаны друг к другу основателем, они создают сильную базу, для полного и цельного искусства Айкидо.
В данное время, набирает рост мнение некоторых групп айкидо, пытающихся обесценить значимость оружия, в связи с этим они стараются сократить или совсем упразднить практику Буки-ваза из своих учебных программ. Зачастую это связанно с нежеланием понять, для чего основатель потратил столько лет (в 1922 году, 6 месяцев практики Ходзоин-рю содзюцу, с 1937 по 1942 гг. Касима Синто-рю кэндзюцу, с 1931 по 1933 гг. Дзюкэндо и т.д.), на практику с оружием, а чаще сопряжено с банальной человеческой ленью и нежеланием практиковать усердно. В то же самое время, некоторые организации пытаются исправить это положение, изучая другие стили меча и дзё. Эти традиции отличаются от айки-кэн и айки-дзё О-Сэнсэя, и поэтому они не могут быть объединены с техниками тела в айкидо, так же(на том же уровне), как это сделал О-Сэнсэй, согласно его концепцией Риай. Техники тела в айкидо(т.е. Тайдзюцу), должен иметь основу в техниках оружия. Аналогичные движение тела при практике оружия, должны полностью слиться и усилить движения тела в техниках тайдзюцу Айкидо. К счастью, многие из всемирно известных инструкторов получили эти разъяснения от Сайто Сэнсэя, аттестуясь по 5-уровневой системе свидетельств буки-ваза, развитой Сайто Сэнсэем, и это поможет сохранить и передать в неизменном виде Айкидо О-Сэнсэя.

Краткое примечание о практике с Боккэн и Дзё.

Эти наборы (мокуроку) движений и техник предназначены не только для того, чтобы ознакомить последователя (дэси) с практикой боккэн и дзё, но также и преподать основные принципы движений тела в айкидо. В айкидо, первичный акцент в работе с боккэн и дзё делается, не на изучение отдельных техник боя с оружием, а скорее на развитие понимания объединенного подхода к изучению движений тела с оружием и без него. Когда эти методы усвоены и исследуются дальше, то возможно развить их и объединить в динамичную и эффективную систему самозащиты.

Краткая история оружия в айкидо.

Ранняя История

К сожалению немногие детали, в отношении к практике оружия О-Сэнсэя известны айкидока. Тем не менее, по крайней мере два исследователя/историка поделились с публикой такой информацией, а именно дэси основателя Джон Стевенс, и редактор Айки Журнала ( прежде Айкиньюз), также дэси, Стэнли Пранин. Благодаря их усилиям было установлено, что О-Сэнсэй изучил широкий диапазон разнообразных искусств боя с оружием, и что он сформировал Айкидо на принципах оружия. Первичное техническое влияние на айкидо, это безусловно Дайто-рю Айкидзюдзюцу Сокаку Такэда, он был главным преподавателем О-Сэнсэя, в период с 1915 по 1930-ые годы, более известно, что школа Дайто-рю породила техники тайдзюцу в айкидо, но менее известно, что Такэда также был держателем преподавательской лицензии в Оно-ха Итто-рю кэндзюцу(школа боя с мечем), и что он обучался у Сакакибара Кэнкити мастера Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу. В 1922-м году Такэда Сокаку приехал к Уэсиба Морихэю в Аябэ и провёл шесть месяцев обучая его, после его отъезда О-Сэнсэй проводил ночи практикуя удары копьём по шарикам развешенным на верёвках. Эта практика соответствует методам тренировок в Ходзоин-рю содзюцу (искусство боя с копьём), а как известно Такэда был держателем диплома в этом Будзюцу и унаследовал его от своего отчима. Также известно, что О-Сэнсэй изучал Касима Синто-рю (1937-42 гг.), влияние этой школы очевидно при наблюдении за практикой Куми-тати, а так же отображено в кеппан, клятва на крови в Касима, подписанная кровью О-Сэнсэя в 1937 году. Он также изучал Катори Синто-рю, Кэндо, а также как Ягю-рю у Масакацу Накай в 1903-1908 гг., и также у Косабуро Сёмодзи, с кем у О-Сэнсэя очевидно были близкие отношения. Что касается практики Дзё, известно, что в 1922-м году Такэда Сокаку приехал к Уэсиба Морхэю в Аябэ и провёл шесть месяцев обучая его, после его отъезда О-Сэнсэй проводил ночи практикуя удары копьём по шарикам развешенным на верёвках, а так же атакуя копьём дерево. Эти виды практик соответствует методам тренировок в Ходзоин-рю содзюцу (искусство боя с копьём), а как известно Такэда был держателем диплома в этом Будзюцу и унаследовал его от своего отчима. О-Сэнсэй также изучал Дзюкэндо (техники штыкового боя), проходя службу в армии в начале 1900-ых годов, а так же разрабатывал и изучал эти техники в Тояма Гакко (Школа высшего Офицерского Состава) с !931 по 1933 годы. Как стало известно, О-Сэнсэй будучи знаком с Куки Такахару, изучал Куки Син-рю, мистическое искусство Ямабуси или горных воинов. Курама - это горный регион недалеко от Осаки, он известен, как место обитания горных отшельников, и в один из периодов своей жизни (середина 1920х) Уэсиба провёл там. Основное оружие Ямабуси – это Дзё, и согласно мнению Джона Стевенса, Ккки Син-рю имело значительное влияние на техники Айки-дзё. Куки Син-рю – также известна, как одна из девяти традиций Тогакурэ-рю ниндзюцу, и на фотографии 33-й мастер Тогакурэ-рю Тосицугу Такамацу Сэнсэй, запечатлён в позиции с Дзё, мало чем отличающийся от стойки Айки-дзё. Также большинство техник Дзё-дори в Тогакурэ-рю сильное похожи на Айкидо Дзё, хотя конечно этот вопрос следует изучить более детально.
О-Сэнсэй, конечно несколько изменил техники оружия, значительные изменения были сделаны им, так как он рассматривал меч, как айки-кэн, а дзё, как айки-дзё. Были внесены изменения в положении, схеме движений, дистанции и угле входа, также были введены упрощения многих движений, они были преобразованы из древних техник в систему, которую мы имеем сегодня.

Поздняя История оружия в Айкидо.

Поздний период истории формирования системы Буки-ваза(оружия) в Айкидо, связан с именем Морихиро Сайто Сэнсэя. В то время, как в мире Айкидо, наметилось некоторое разделение, между сторонниками и противниками практики оружия в айкидо, причиной этому стали личные и политические интересы некоторых сиханов. Сайто Сэнсэй наконец признан во всем мире, как технический эксперт по Айкидо и единственный сторонник оружия в Айкидо. Он провёл 23 года жизни, бок о бок с О-Сэнсэем в Ивама, как утидэси с 1946 до 1969 гг., Сайто Сэнсэй был учеником основателя более чем кто либо другой, вплоть до самой смерти О-Сэнсэя, и по сей день остается переданным последователем сохраняя айкидо О-Сэнсэя в изначальной форме. Сайто Сэнсэй говорит о том, что основатель развивал и преподавал свои собственные формы оружия после войны, это происходило в Ивама, и только иногда демонстрировал их вне Ивама. Сайто Сэнсэй был единственным дэси О-Сэнсэя, которому основатель разрешал преподавать оружие, ещё при жизни. И по его воле, Сайто Сэнсэй преподавал по воскресеньям буки-ваза в Токийском Хомбу Додзё, в течении многих лет начиная с 1959 года, пока эти кэйко не были к великому сожалению упразднены. Изменения введённые О-Сэнсэем, относятся к широкому разнообразию техник с оружием, основываются на концепции Риай, которая являет собой интеграцию меча, палки и движений тела в ряд общих принципов, которые формируют основу Айкидо непосредственно. По этой причине, практикующие Синдо Мусо-рю или Катори Синто-рю не смогут извлечь те же самые выгоды, какие станут очевидны для тех, кто практикует Айкидо так же, как это делал О-Сэнсэй, то есть объединяя практику Айки-кэн и Айки-дзё. Хотя оба эти искусства представляют сами по себе большую ценность, как воинские искусства, которые могут существовать самостоятельно. Сайто Сэнсэй разъясняет, что различные движения, были позаимствованы О-Сэнсэем из традиционных систем оружия через творческую концепцию Риай Айкидо, и он утверждает, что преподает - " Стиль О-Сэнсэя ". Сайто Сэнсэй прокомментировал ряд случаев, и рассказал, что есть некоторые индивидуумы и организации, которые стараются обесценить значение оружия в Айкидо, некоторые же обратились к практике Синдо Мусо-рю Дзёдо и Катори Синто-рю кэндзюцу, чтобы добавить их к Айкидо, и эти же другие, доказывают, что он преподает " стиль Сайто ". Но истинна в том, что Сайто Сэнсэй развил множество форм оружия, например 13 Дзё, 31 Кумидзё и 13 Дзё ававсэ, они основаны на тех формах, что он наблюдал у О-Сэнсэя и составляют из себя логичную многоуровневую систему, которая за эти годы развилась в настоящее воинское искусство. В действительности, Сайто Сэнсэй просто собрал и упорядочил большое множество разнообразных движений и техник, выполненных О-Сэнсэем, расставил их в логическом порядке, и систематизировал их так, что они стали легки для понимания и изучения.

Система Свидетельств Буки-ваза (оружия) Сайто Сэнсэя (мокуроку).

Система свидетельств в буки-ваза, была основана Сайто Сэнсэем с целью сохранить наследие техник оружия основателя. Сайто Сэнсэй также позволяет Черным Поясам любого стиля Айкидо изучать и аттестоваться в буки-ваза в Ивама Додзё. А также позволяет инструкторам других стилей, преподавать систему оружия Айки буки-ваза, как часть их собственного учебного плана обучения.

УРОВЕНЬ I – Сёдан

Кэн Субури 1-7
Кэн Авасэ
Дзё Субури 1-20

УРОВЕНЬ II - Нидан

31 Дзё ката
13 Дзё ката

УРОВЕНЬ III – Сандан

Хаппо Гири
Kи-мусуби-но-тати
Kуми-тати 1-5

УРОВЕНЬ IV – Ёндан

31 Куми-дзё
13 Дзё Авасэ

УРОВЕНЬ V – Годан

Kуми-дзё 1-10
Дзё Кэн авасэ


Степени 1 и 2 доступны для любых Сёдан и выше, степени 3, 4 только для Нидан и выше, уровень 5 доступен только для Ёндан и выше. Инструкции и аттестационные дипломы – вручаются только в Ивама, они написаны лично Сайто Сэнсэем и составлены в виде свитков(мокуроку).
P.S. Очень часто, мы привыкаем к обучению и практике медленно и несколько бессвязно, и хотя эта интенсивная и детальная проработка приемов помогает, объединить техники различных уровней в целую систему. Эта практика, может ограничить наш прогресс, потому что, мы часто будем задаваясь вопросом: "Каким образом данная техника, соотносится с той, которую я изучал ранее?" Очень важно понять, что программа оружия в Ивама, имеет определенную методологию, которая ведет дэси, от базового обучения, к более продвинутым уровням практики. И все же, это не всегда очевидно для новичков или тех дэси, которые практиковали короткое время.Этот комментарий - попытка объяснить и структурировать значение практики, более ранних уровней техник оружия. Так что дэси, могут получить более полное ощущение организованной и логически обоснованной системы, что обеспечит более полное понимание и детальную проработку баовых уровней техник Айкидо.